Местное самоуправление в Удмуртии
21 апреля в календаре профессиональных праздников значится День местного самоуправления. В России повод поздравить муниципальных служащих появился недавно – в 2012 году Президент РФ подписал соответствующий указ. Исторически этот день (по Юлианскому календарю) обоснован тем, что еще в 1785 году Екатерина II издала нормативный акт, регулирующий взаимодействие городского сообщества с органами власти. Назывался он «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Тогда и было положено начало развитию законодательства, касающегося местного самоуправления в нашей стране. Много что изменилось почти за два с половиной века в стране и на местах. Алексей Семенов, председатель Совета муниципальных образований УР, рассказал, как складывается реформирование системы местного самоуправления на территории Удмуртии.

– Алексей Викторович, насколько эффективно проходит административная реформа в отношении органов местного самоуправления Удмуртской Республики? Все ли районы преобразованы в муниципальные округа?

– В период 2019-2021 годов в Удмуртии проходил процесс преобразований, связанный с переходом существующих муниципальных образований – районов – в округа и ликвидацией первичного звена органов местного самоуправления – сельских поселений. К концу 2021 года в Удмуртии все городские и сельские районы прошли процесс реформирования и были преобразованы.

– Насколько повысилась управляемость сельских территорий на уровне поселений?

– Произошедшие преобразования практически никак не коснулись простых жителей, так как полномочия сельских поселений на сегодня успешно выполняют созданные в структуре администраций районов территориальные отделы и управления. Эти подразделения работают в интересах населения, решают вопросы местного значения, в большинстве районов являются юридическими лицами. Значительно упростилась работа в финансовых потоках. Если раньше для направления средств на решение какихлибо задач требовалось созвать сессии всех сельских Советов депутатов, затем принять нормативный документ, в настоящее время эта часть работы значительно упростилась.

– Уже можно говорить об экономии бюджетных средств на содержание административного аппарата на местах в результате оптимизации?

– Скажу кратко. Экономия небольшая, но каждый рубль в бюджете на счету.

– Муниципальные районы смогли оперативно пройти процесс реформирования, какие сложности возникали?

– Трудности в процессе реформирования в первую очередь связаны со сроками подготовки нормативной документации. Благодаря помощи Правительства и Государственного Совета УР в каждом муниципальном округе были приняты уставы, зарегистрированные в Министерстве юстиции, разработаны новые правила и положения. Большую работу провели представительные органы муниципальных округов – в сжатые сроки принята практически вся нормативная документация, проведены или подходят к завершению ликвидационные мероприятия в отношении органов МСУ поселений и муниципального района.

– Какие запросы на местном уровне требуют скорейшего исполнения? Что в первую очередь волнует людей в глубинке?

– Совет муниципальных образований УР создан с целью оказания правовой помощи, защиты прав, координации деятельности в отношении организационной, территориальной, правовой, финансовоэкономической основ муниципального управления членов Совета – муниципальных округов Удмуртии.

– Каким образом местные жители доносят до властей свои просьбы и требования? Каков механизм обращений?

– Как и прежде, в органы местного самоуправления Удмуртской Республики жители обращаются в основном по вопросам, касающимся развития инфраструктуры населенных пунктов, – качественных дорог, освещения улиц, газификации, предоставления жилья, обеспечения работой и др. В первую очередь, конечно, решаются жизненно важные вопросы: оказание финансовой помощи нуждающимся, предотвращение или устранение последствий воздействия природных явлений в отношении имущества граждан.

– В 2022 году какая работа запланирована по линии административной реформы местного самоуправления?

– Возможностей для донесения своих проблем, предложений к органам власти стало намного больше. В социальных сетях каждый руководитель муниципального округа имеет свою страницу, куда жители могут отправлять запросы. Есть сообщества администраций, также открытые для общения. Мы обрабатываем обращения, направленные гражданами на страницу Главе УР, отвечаем на них. Часто руководители выезжают в населенные пункты, встречаются с трудовыми коллективами, местным населением.

Не исключается возможность обращений к руководству района через территориальные подразделения: на местах вся работа ведется через них. Депутаты ведут прием в своих избирательных округах, и также решают поступившие вопросы совместно с администрациями районов. По-прежнему поступают обращения по почте на бумажных носителях.

Константин Ижболдин