От кадетского класса до координирующего центра патриотического воспитания
Такой путь прошла Школа кадетского движения г. Ижевска за 17 лет своей работы. Она вырастила, воспитала и дала путевку в жизнь многим своим выпускникам и помогла им выбрать самую нужную и важную профессию – защищать Родину и ее граждан. Об особенностях, проблемах и преимуществах кадетства как образа жизни школьников мы беседуем с директором школы Надеждой Горяйновой.

«ДК»: Надежда Александровна, ваша школа одной из первых в республике примкнула к общероссийскому кадетскому движению. С чего все началось?

Н.Г.: Если не ошибаюсь, то в республике мы были вторыми. На год раньше нас кадетские классы открыла школа № 57. В 2007 году в нашей школе обновился корпус завучей и начался новый виток ее развития. В 2017 мы стали Школой кадетского движения. Скажу откровенно, это был смелый и рискованный шаг, потому что на тот момент в России еще не было образовательных учреждений, полностью работающих по этому профилю. Мы пригласили Сергея Дмитриевича преподавать у нас ОБЖ и помогать нам с созданием первой в республике кадетской школы. Низкий поклон этому замечательному человеку. Без него, без его преданности делу, любви к детям, требовательности и принципиальности у нас ничего бы не получилось. Благодаря ему, мы поняли: кадетство как серьезное дело, а не игра или имитация начинается именно с преподавателей, и в первую очередь – с отставных и действующих офицеров. Они создают в школе совершенно особую атмосферу. В следующем учебном году мы открываем 10-й профильный класс «Росгвардии», и ставить дело будут именно офицеры этой уважаемой структуры, обладающие теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми нашим кадетам. Без профессионалов мы можем только играть. Поэтому очень требовательны к тем, кто претендует на работу с нашими детьми.

«ДК»: Наверное, и дети у вас учатся особенные?

Н.Г.: Что вы?! Самые обычные дети Индустриального района г. Ижевска. Дети к нам приходят очень разные. Состав учеников довольно точно отражает социальную структуру нашего общества. Но мы принципиально стоим на том, что берем в школу всех, кто к нам пришел. И тех, кто живет на закрепленной территории, и тех, кто «не из нашего района», но хочет стать кадетом.

«ДК»: Такая структура детского коллектива потенциально конфликтна…

Н.Г.: Вот тут и проявляется один из огромных плюсов кадетства, которое я считаю не только формой обучения и способом воспитания, но прежде всего образом жизни детей. Дело в том, что уже с первого класса наши дети понимают и принимают определенные – единые для всех без исключения – условия: дисциплина, субординация, кадетская форма, жизнь интересами класса и школы. Поначалу это действительно игра. Но они быстро в нее втягиваются и уже сами начинают понимать, например, что для мальчика аккуратная короткая стрижка лучше, чем длинные волосы, а девочкам-кадетам нисколько не вредит отсутствие макияжа и маникюра. И дело не только в том, что длинные волосы лезут из-под фуражки, а маникюр мешает разобрать и собрать автомат. Дело в том, что наши кадеты рано начинают понимать: самовыражаться можно и нужно в реальных делах и достижениях, а не в имитации своей неповторимости.

«ДК»: Кадет-первоклассник – не рановато ли?

Н.Г.: Помните старую мудрость: воспитывай дите, пока оно поперек лавки лежит? Поэтому мы давно и плотно сотрудничаем с детскими садами №№ 25, 52 и 54, в которых есть группы «Юные друзья кадет». Детки из этих групп тоже носят форму, красные или черные береты… Когда они приходят к нам на кадетский бал, танцуют вместе с нашими ребятами, видно, что счастье и гордость их буквально распирают. Вместе с кадетами начальной школы проходят совместные мероприятия. Понимаете, у детей раннего возраста игра органично перетекает в реальную жизнь и наоборот. Нужно пользоваться этим и в игровой форме приучать детей к серьезным вещам – нормам поведения и общения, ценностям товарищества и взаимовыручки, самостоятельности и т.д. Потом остается только дошлифовывать эти качества.

«ДК»: Как на все это смотрят родители ваших детей?

Н.Г.: Когда приводят к нам своих чад в первый класс, то по-разному. Кто-то уже знает, что ждет его ребенка, кто-то недоумевает: «Что это за милитаризация?». Последним мы отвечаем: «Вы можете уйти в любой момент». Но я не помню случая, чтобы от нас ушли именно потому, что мы кадетская школа. Маленький пример: каждый четверг к нам приезжает «десант» из двух «ГАЗелей» с преподавателями, старшекурсниками и оборудованием из Колледжа государственной и муниципальной службы. Они ведут с нашими ребятами теоретические и практические занятия по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Спасатель». Скажите, кто откажется учиться в такой школе, в которой все серьезно и ответственно, где царят порядок и дисциплина, дети окружены вниманием и уважением, увлечены, им интересно, и они меняются в лучшую сторону буквально на глазах?

«ДК»: Цель вашей школы – воспитать будущего офицера или сотрудника силовых структур?

Н.Г.: Как вариант – да. А в целом мы стараемся воспитывать полноценных членов общества и граждан нашей страны – патриотически настроенных, неравнодушных, инициативных, умеющих учиться и работать с полной самоотдачей, не пренебрегающих общими интересам и способных в трудный момент шагнуть вперед и взять инициативу на себя. Свою судьбу с силовыми структурами ежегодно связывают около трети наших выпускников-кадет. Процент мог быть и больше, но часть потенциальных слушателей военных училищ отсеиваются по состоянию здоровья: напоминаю – мы учим всех желающих. Кто-то в последний момент решает поменять судьбу. Но любой из наших выпускников-кадет нам дорог. В каждого вложено много сил, и мы видим, что они это ценят.

«ДК»: Куда поступают ваши выпускники, решившие служить Отечеству?

Н.Г.: На профильные специальности в вузы и колледжи Ижевска, в Военную академию материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, во Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), в Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище… Долго перечислять. Пожалуй, только в Воронежской инженерной школе нет наших выпускников. Но, надеюсь, будут.

«ДК»: Что такого вы делаете со своими кадетами, чтобы получить эти замечательные результаты?

Н.Г.: Если я скажу, что ничего особенного, то это будет взгляд изнутри многолетней практики и опыта воспитания кадет. А взгляд извне действительно дает ощущение чего-то не совсем привычного для «обыкновенной» школы. Но по порядку. Наш учебный процесс делится на две части: на изучение общеобразовательной программы и освоение специальных дисциплин. Это строевая и тактическая подготовка, стрельба из духового и огнестрельного оружия, специальная физическая подготовка, рукопашный бой, плавание, конный спорт, туризм (в том числе и водный), бальные танцы, вокал и хоровое пение.

«ДК»: Стрельба, рукопашный бой – это понятно. Но как танцы и пение стали у вас «специальными дисциплинами»?

Н.Г.: Когда дисциплина преподается не сама по себе, а как часть ритуала, она приобретает дополнительный смысл. А воинский ритуал играет в жизни школы и наших кадет огромную роль. Он приобщает детей к многовековым традициям, заставляет чувствовать себя частью большого коллектива, дисциплинирует и организовывает. Пение и танцы для наших детей – полноценная и обязательная часть ритуала, который мы неукоснительно соблюдаем. И каждый знает, что без умения петь и танцевать он еще не кадет. Как бы метко он при этом не стрелял и как бы мастерски не водил автомобиль.

«ДК»: Убедили. Что дает детям изучение этих дисциплин. Даже так: что им дает само кадетство?

Н.Г.: Самое главное, что мы предлагаем нашим детям и для чего создаем все условия, – это возможность самореализоваться. В кадетстве могут быть и становятся успешными и отличники, и «середнячки» по общеобразовательным дисциплинам, физически сильные и не очень развитые ребята, активисты и «молчуны» и т.д. Программа и учебный процесс построены так, что каждый ребенок находит в кадетстве свою нишу, свою «фишку», свой козырь: возможность доказать себе и другим, что здесь он лучший. А это очень важно для становления личности, характера, для безболезненного преодоления детских и подростковых комплексов. Мы уводим детей с улицы, переключаем их внимание на позитивные дела и эмоции. Это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Мы учим наших кадет преодолевать свои слабости и разного рода соблазны, быть целеустремленными и готовыми подставить плечо другу. То есть учим тому, что делает нашего ученика порядочным и честным человеком.

«ДК»: Увлечение детей кадетством не вредит изучению общеобразовательных дисциплин?

Н.Г.: Ни в коем случае. Каждый наш ученик твердо знает, что настоящий кадет – это образованный кадет. Наши дети прекрасно успевают даже по дисциплинам, весьма отдаленным от кадетского профиля. Например, 13 апреля в Удмуртском государственном аграрном университете завершилась серия школьных олимпиад и научно-практических конференций. И наша Катерина Балашова стала победителем олимпиад «Юный аграрий» и «Юный эрудит». Лучшей на научной конференции «От школьного проекта к профессиональной карьере» стала наша Карина Гыйлфанова. А команда нашего проекта «Патриотический фестиваль «СВОи» стала второй на этой конференции в секции «Гуманитарные науки». Чуть раньше девочки из нашей вокальной студии успешно выступили на Городском конкурсе исполнителей народной песни «Горошины». А какой популярностью пользуется наш барабанный клуб, какой активной жизнью живет медиацентр! Не ошибусь, если скажу, что наши кадеты получают всестороннее образование и воспитание.

«ДК»: Можно личный вопрос? Что делает вас счастливой?

Н.Г.: За 17 лет много чего пришлось пережить. Но глубоко в душу запали и запомнились навсегда, пожалуй, три эпизода. Первый связан с нашей поездкой в Пермь на Всероссийский фестиваль-форум «Виват, кадет!». Участвовали в нем мальчики из кадетских корпусов. Неплохо отработали почти всю программу, а во время марш-броска по лесу на 7 км произошло непредвиденное. Одному из детей стало плохо и пришлось остановить наше участие в соревнованиях. Но ни в тот момент, ни потом никто не сказал этому парню ни слова в упрек. На таких ребят можно положиться и только он говорил всем ребятам: «Пацаны, простите, что подвел».

Через год произошло второе событие, которое меня потрясло. В городе Кстово Нижегородской области расположен Оборонно-спортивный лагерь «Гвардеец». На его базе проходят сборы кадет Приволжского федерального округа. Условия и требования там довольно жесткие, и обычно туда едут очень хорошо подготовленные ребята. Наши ребята, которые перешли из восьмого в девятый класс, достойно преодолели это минное поле и собираются ехать на базу. А транспорта нет – дождь поливает вовсю, дороги размыло. Всем предложили сидеть и ждать. Наши какое-то время посидели, а потом повесили автоматы на шею и побежали в лагерь. Бежали и пели маршевые песни. А в лагерь вошли, исполняя гимн России.

Ну, и последний случай. Наши пятиклассники поехали в Москву на соревнования кадет. Оказались самыми младшими, но честь школы отстояли. И вот Кремль, Соборная площадь, вручение наград, а результатов никто не знает. Стоим, ждем. И тут объявляют: «Первое место завоевала команда из Удмуртии». То есть мы! Ура! И кроха-командир побежала за наградой – только банты мелькают. Получила, четко развернулась и своим тоненьким голоском: «Служу Российской Федерации!». У меня слезы на глазах. В такие минуты убеждаешься, что мы все делаем правильно, что нашей стране очень нужны такие школы и такие дети.

В настоящее время школа готовится к пятилетнему юбилею «Юнгвардии». Удмуртское региональное детское-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнгвардия» возглавляет генерал-майор в отставке Александр Николаевич Кобзев.

Мы заключили договор о взаимодействии пять лет назад и не пожалели. В лице А.Н. Кобзева мы нашли надежного партнера и наставника.

Виктор Чулков

Реклама. ИНН: 1833017804. ERID: 2Vtzqw3ex2D.