ЦНППМ: Ступени педагогического мастерства
Уровень конкурентоспособности государства напрямую зависит от того, насколько образована нация. Качество образования обусловливается степенью подготовленности и адаптированности к современным требованиям преподавателей, которые дают все необходимые знания и навыки своим ученикам. В Ижевске на базе Института развития образования открылся Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ), на сотрудников которого возложена важная образовательная миссия. Какие задачи поставлены перед сотрудниками нового центра, чего уже удалось достичь и какие масштабные планы намечены в Год образования 2022? Обо всем этом в интервью «ДК» детально рассказала ректор АОУ ДПО УР «Институт развития образования», кандидат педагогических наук Наталья Сударикова.

– Наталья Алексеевна, Центр непрерывного повышения педагогического мастерства – это часть реализации масштабного национального проекта «Образование». Какой ожидается эффект от внедрения идеи в жизнь?

– Начнем с того, что президентом нашей страны В.В. Путиным перед системой образования поставлена амбициозная (грандиозная) и очень правильная задача, а именно – войти в 10 лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Факторов, влияющих на успешное выполнение этой задачи, много. Но самым главным, на мой взгляд, является профессиональное мастерство педагогов, потому что качество системы образования не может быть выше профессионализма работающих в ней учителей. Для того чтобы это мастерство совершенствовалось постоянно, и созданы во всех регионах Российской Федерации Центры непрерывного повышения педагогического мастерства. ЦНППМ сегодня это не просто еще одна структурная единица Института развития образования, это совершенно новые форматы повышения профессионального мастерства в рамках реализации национального проекта «Образование»:

- это будущий центр компетенций для всех сущностей нацпроекта «Образование» (Точки роста, ИТ-кубы, Кванториумы);

- это площадка для обмена опытом и взаимообучения;

- это платформа для выявления, систематизации и распространения педагогических практик;

- это источник информации о региональной и федеральной системе ДПО (дополнительное профессиональное образование) и ходе реализации нацпроекта «Образование» в регионе;

- это организация распределенной сетимуниципальной методической поддержки педагогов и управленческих кадров.

Наталья Сударикова ректор АОУ ДПО УР «Институт развития образования
Цитата
Главная задача нашего центра – работа на повышение качества образования.

Федеральным координатором работы центров является Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия Министерства просвещения России». На нее возложена миссия создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Мы часть этой системы, которая реализует заявленные задачи на территории Удмуртской Республики.

– Конец 2021 года отметился для вашего образовательного учреждения значительной модернизацией и реновацией. Что именно удалось сделать?

– Здание нашего института было построено давно. Чтобы соответствовать современным стандартам, в 2021 году мы провели масштабный капитальный ремонт с дизайнерской перепланировкой и полным техническим перевооружением. Все аудитории центра оснащены высокотехнологичным и многофункциональным оборудованием для проведения видеоконференций, вебинаров, круглых столов и других образовательных мероприятий, в том числе в онлайн-режиме. Мы теперь способны одновременно собирать максимально возможное количество учителей в одном месте – открыли сразу два лектория на 160 посадочных мест. А еще появились комфортные учебные аудитории, медиатека, коворкингзона, собственная видеостудия.

Установлены интерактивные трибуны, видеостены, ноутбуки с подключением к высокоскоростному Интернету. Все помещения оборудованы современной мебелью – удобные столы-трансформеры можно расставлять под рабочие задачи в различной конфигурации. Оборудование и мебель были приобретены на средства федерального и регионального бюджета. Ремонт здания полностью профинансирован за счет средств Удмуртской Республики. Вообще, стало комфортнее работать. Полностью обновлена тепло-, сантехническая инфраструктура, внедрена мощная система кондиционирования с климат-контролем. Расширили обеденную зону – теперь у нас отличная столовая на 60 мест. Изначально в проект капремонта были включены расходы на создание безбарьерной среды, и мы организовали удобный доступ в помещения для маломобильных групп населения.

Это не просто ремонт. Дизайнерская реконструкция была разработана на основе единого брендбука. Оригинальный фирменный стиль, цветовая гамма, выбор отделочных материалов – все это было в полной мере учтено и реализовано в нашем центре. Получилось, по-моему, неплохо!

Сразу нужно отметить, что без поддержки республики, нашего Министерства образования и науки, Министерства строительства, регионального и отраслевого проектных офисов и особенно без нашего генерального подрядчика ООО «СтройСервис» сделать то, что мы сегодня видим, было бы невозможно. Огромное всем спасибо!

– Наталья Алексеевна, помимо вышеперечисленного, в вашем центре оборудовали профессиональную видеостудию высшего класса. Таких считаные единицы по всей республике, но именно в них педагоги осваивают навыки проведения уроков с использованием новейших цифровых технологий. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

– Сейчас из-за антиковидных ограничений каждому педагогу особенно необходимо научиться проводить занятия в дистанционном формате. Наша задача – помочь учителю освоить технологию создания видеоуроков и интегрировать в учебный процесс все цифровые возможности работы с видеоресурсами.

Студия предназначена также для создания образовательного контента, интерактивных вебинаров и демонстраций опытов. В студии установлены профессиональные софиты, фоновый хромакей для записи видеоконтента, три монитора для учителя. Таковы современные технические требования, и мы их неукоснительно соблюдаем.

На основании заявок от педагогов составляется график обучения, для каждого формируется индивидуальный маршрут и определяется конкретное время на обучающее занятие, которое проводит специалист техподдержки и методисты центра.

– Скажите, пожалуйста, в связи с масштабным техническим обновлением какие новые возможности получат учителя и педагоги, повышающие свой профессиональный уровень?

– Поменяется сам подход к повышению квалификации. Вся работа с педагогическими кадрами в центре построена на выявлении их индивидуальных профессиональных потребностей. У каждого педагога есть свои профессиональные дефициты и есть точки роста. Они разные, наша задача их вовремя и объективно определить, для того чтобы выстроить индивидуальный образовательный маршрут для ликвидации пробелов и развития творческих способностей педагогов, организовать сопровождение педагога по этому маршруту, оказать помощь в освоении дополнительных профессиональных программ, а самое главное, помочь перенести приобретенные знания и компетенции в практическую деятельность – реализацию этих возможностей мы и должны обеспечить в нашем центре.

– В вашем Институте развития образования происходят колоссальные изменения – планируется открытие целого ряда кафедр. Расскажите, пожалуйста, какие направления наиболее востребованы на сегодня?

– Время действительно диктует новые требования, ставит новые, более сложные задачи. Для того чтобы их решать, нужны ресурсы, в первую очередь, кадровые и интеллектуальные. Сегодня в Институте развития образования открываются не только новые кафедры, но и центры, отделы, лаборатории. Наш институт на протяжении своей долгой истории (в январе 2022 года нам исполнилось 88 лет) переживал разные периоды, в том числе и всем хорошо знакомую оптимизацию.

В результате в последние годы в структуре ИРО не было даже базовых кафедр – филологического, математического и естественнонаучного образования, кафедры информатики и технологии, кафедры художественно-эстетического образования, физической культуры и ОБЖ. Не комментирую, но сегодня у нас такие кафедры появились. Кроме них, начали работу региональный наставнический центр, Центр профилактики асоциального поведения, Центр методического сопровождения цифровых технологий в образовании, а также уже известный вам ЦНППМ. Все это сделано для того, чтобы обеспечить планомерное развитие института как лидера дополнительного профессионального образования для реализации государственной образовательной политики на территории Удмуртской Республики.

– Безусловно, количество направлений впечатляет. А что еще намерены развивать?

– Продолжит свою работу в институте лаборатория инклюзивного образования. Сегодня это направление очень актуально, и у нас уже есть интересные исследования, есть опыт совместной работы со школами, обучающими особенных детей. Мы уже в четвертый раз выиграли грант для продолжения работы консультационного центра для родителей, испытывающих сложности в воспитании и социализации детей, а также родителей, решивших взять на воспитание детей-сирот. В этом центре они имеют возможность получить бесплатную консультацию по интересующей их теме как непосредственно в институте, так и на базе тридцати одной площадки на территории республики, которые мы сопровождаем. Целевой показатель проекта – 15 тысяч консультаций в год.

Отдельно хочется сказать о региональном информационно-библиотечном центре, который был открыт совсем недавно в нашем институте. Главная его задача – помочь педагогу сориентироваться в огромных информационных потоках, узнать о новинках педагогической литературы, выбрать пособия в периодических изданиях, журналах, с помощью электронного каталога информационных ресурсов. В этом направлении нам еще многое предстоит сделать и серьезно поработать, но база есть, результат обязательно будет.

– Чтобы учить учителя, нужно постоянно обучаться и самому преподавателю. Расскажите, пожалуйста, о том, как повышают квалификацию сотрудники института.

– Мы учимся постоянно, по-другому сегодня нельзя. Форматы самые разные. Это и традиционные курсы повышения квалификации, это и участие в семинарах и вебинарах Академии Минпросвещения «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы». Они проводятся раз в две недели и обязательны для всех. Наши сотрудники имеют возможность выехать на стажировки в различные города Российской Федерации, участвовать в региональных, межрегиональных и международных конференциях. Есть опыт и внутрикорпоративного обучения. Формы такого обучения тоже очень разнообразны, чаще всего это методические семинары по актуальным вопросам, мастер-классы, тренинги, коммуникативные практикумы, деловые игры.

– Наверняка у вас есть свои планы, связанные с объявленным в 2022 году Годом образования? Расскажите о них более детально.

– Действительно, 2022 год объявлен в Удмуртии Годом образования. Мы безусловно станем активными участниками реализации плана Министерства образования и науки и всех главных мероприятий года. Но есть в этом плане события, которые станут знаковыми и для нашего института. Это, в первую очередь, профессиональный конкурс «Педагог года Удмуртии 2022». Он стартовал в январе, сегодня определены участники первого тура. Их почти триста человек. Конкурс пройдет по одиннадцати номинациям: от педагогов дошкольного образования до мастеров производственного обучения, а есть еще номинации для лидеров образования, наставников, педагогов дополнительного образования, педагоговпсихологов, классных руководителей и вожатых. Конкурс «Педагог года» – это всегда событие, которого ждут все – и участники, и организаторы. Хочется сделать красивый и радостный праздник, потому что конкурс – это еще всегда и открытие, много открытий, встреч с интересными людьми, знакомство с новым опытом, новыми эмоциями. Финал, если не помешает ковид, проведем в марте 2022-го. В плане также проведение августовского форума педагогических работников.

Планируем пригласить «звезд» отечественного образования, своих партнеров, которые постоянно работают с нами над реализацией образовательной политики в Удмуртской Республике. Но самое главное для нас, мы приступаем к реализации программы развития института на период 2022-2025 годов. Это стратегический документ, очень важный не только для нас. Реализация этой программы позволит сделать институт главной инновационной площадкой и драйвером развития республиканской системы образования.

Мы уверенно смотрим в будущее, и наш оптимизм подкрепляется возможностями и профессионализмом замечательных сотрудников.

Конатнтин Ижболдин

Светлана Болотникова министр образования и науки Удмуртии
Цитата
Одним из ключевых направлений национального проекта «Образование» является профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров. Открытие Центра повышения профессионального педагогического мастерства – это необходимый рывок в развитии всего образования. Здесь созданы все условия для эффективного методического сопровождения образовательного процесса в регионе, и это здорово.