Со школьной парты готовим тех, кто спасает жизни Фото: директор ЦДиДО ИГМА, кандидат медицинских наук, доцент Артур Оксузян
Ценность профессии врача, как в общественном сознании, так и в расстановке государственных приоритетов, значительно возросла за последние два пандемийных года. Гораздо острее стали восприниматься проблемы дефицита кадров в системе здравоохранения и повышения общего уровня медицинских знаний среди населения.

Особое значение приобрела и ранняя профориентация – одно из основных направлений деятельности Центра довузовского и дополнительного образования при Ижевской государственной медицинской академии (ЦДиДО ИГМА). В следующем году он отмечает 30-летний юбилей с момента основания – самое время подвести итоги, поделиться достижениями и наметить планы на будущее. На наши вопросы отвечает директор ЦДиДО ИГМА, кандидат медицинских наук, доцент Артур Оксузян.

– Артур Валериевич, ранняя профориентация является ключевым фактором при выборе профессии. Как сегодня выстраивается работа со школьниками и студентами ссузов в условиях острого дефицита медицинских кадров?

– В 2018 году мы переняли эстафету от медицинского колледжа по профориентационной подготовке медицинских классов, которую сегодня реализуем в рамках федеральной программы «Человек и его здоровье». Программа рассчитана на два года, на сегодня в ней участвуют уже 11 школ города Ижевска. По результатам подготовки школьники получают не только новые знания, но и свидетельство с указанием уровня усвоения материала: «пороговый», «базовый» или «профессионально-ориентированный». В ближайших планах охватить не только столичные школы, но и учебные заведения в других населенных пунктах республики. В частности, нам поступили предложения от ряда школ Сарапула и Глазова.

А в рамках программ довузовского образования наш центр уже сегодня выезжает в районы и даже в соседние регионы – проводим выездные циклы по интенсивной подготовке к ЕГЭ. В числе наших партнеров по этому направлению, например, школы Набережных Челнов и Нижнекамска.

Что касается подготовки студентов ссузов, то у нас предлагаются востребованные летние и воскресные курсы. Сегодня выпускники школ зачисляются по результатам ЕГЭ, в свою очередь те, кто поступает после средних специальных учебных заведений или получает второе высшее образование, как и раньше, проходят вступительные испытания. И в рамках такого удобного формата они могут совмещать подготовку с работой или учебой. К воскресным курсам также могут присоединиться и школьники, если у них есть желание углубить свои знания и утвердиться в понимании выбранной профессии. Программа курсов приближена к вузовской, в том числе она затрагивает требования и этические нормы, предъявляемые к медицинским работникам.

– Ижевская медицинская академия известна высоким уровнем подготовки специалистов, настолько, что является одним из приоритетных вузов для иностранных студентов. С абитуриентами из каких стран сегодня ведет работу ваш центр в рамках подготовительных курсов?

– Это, прежде всего, абитуриенты из стран СНГ, Сирии, Индии и Пакистана. И для них требуются, в первую очередь, не подготовительные, а адаптационные курсы, включающие интенсивное изучение русского языка. Подобные программы сегодня есть у большинства вузов.

Но особенностью нашего центра является возможность преподавания на родном для молодых людей языке. Достаточно большой процент абитуриентов ИГМА родом из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. А педагог нашего центра Роза Михайловна Сибгатуллина, курирующая данное направление, в совершенстве владеет не только русским, но и языками тюркской языковой группы. Кроме того, сейчас мы активно развиваем и дистанционный формат работы, чтобы помочь тем иностранным студентам, которые ведут подготовку к поступлению, находясь у себя на родине.

– История ЦДиДО ИГМА началась в 1992 году с основания факультета довузовской подготовки (ФДП). И с этого времени вы непрерывно расширяете направления деятельности. Что входит в спектр задач центра сегодня?

– Помимо довузовского образования и ранней профориентации, сейчас мы занимаемся разнонаправленными курсами дополнительного образования. Отмечу направление повышения квалификации, в том числе немедицинских кадров – это охрана труда, пожарно-технический минимум, оказание первой помощи, углубленное изучение иностранного языка для педагогов.

Кроме того, наш центр сейчас готов реализовать обучение социальных работников в рамках совместной программы с Министерством труда и социальной политики УР. Благодаря прохождению курсов 119 специалистов центров социального обслуживания получат дополнительные знания по правильному уходу за пожилыми и маломобильными гражданами, что на сегодня является крайне востребованным.

– В прошлом году вы вошли в тройку призеров федерального конкурса среди центров довузовского образования при вузах медицинской направленности. Расскажите об его итогах и планах на будущее.

– Мы вошли в тройку лидеров, в качестве награды нам предоставлено наибольшее количество – 30 бюджетных мест для подготовки абитуриентов. Кроме того, мы планируем расширить количество мест за счет сертификатов доп. образования. Это очень важный шаг для медицинской академии, поскольку далеко не все поступающие обладают средствами для прохождения подготовительных курсов на платной основе. А глобальной задачей, стоящей перед ИГМА и нашим центром, является подготовка высококвалифицированных специалистов для здравоохранения региона.

Дмитрий Горбунов