- Дмитрий, 2 апреля на своей странице в Фейбуке Вы написали: «Ну вот и все, сегодня прозвучал контрольный в голову малого и среднего предпринимательства! Всем добра и оптимизма, друзья. Не будет бизнеса, не будет страны». После того, как прошел первый шок, какие шаги вы предприняли?
- Мы были вынуждены кардинально перестроить привычный уклад нашей жизни. Если раньше в сети «Горячий пельмень» в Ижевске работало шесть кафе, то теперь работает только одно. Притом, оно полностью работает, что называется «на вынос», то есть, в качестве магазина и посетителей стационарно мы не обслуживаем. Клиенты могут приобрести нашу продукцию и унести ее с собой. Но основной объем реализации продукции приходится, конечно же, на доставку по адресам.
- Доставка очень актуальна для тех ижевчан, которые полностью соблюдают режим самоизоляции. Итак, что люди заказывают? Во сколько раз упали объемы прямой торговли?
- От прежних объемов торговли осталось процентов 10-15, не больше. Люди по-прежнему приобретают готовые пельмени и салаты. Но основной объем реализации сместился на полуфабрикаты. То есть на замороженные пельмени. Вероятно, таким образом ижевчане пытаются создать запас продовольствия на тот момент, когда в этом возникнет необходимость.
- Кто доставляет заказчикам продукцию? Пришлось ли придумывать какие-то особенные способы доставки?
- Нет, ничего придумывать не пришлось. Нам даже не понадобилась посторонняя помощь. Единственная мысль была о том, как сохранить коллектив и дать сотрудникам заработать даже в этих ужасных условиях. Поэтому заказы доставляют наши же сотрудники. Для этого у них есть все необходимое - и санитарные книжки, и личные автомобили.
- А в технологии доставки появились какие-то новшества?
- Разумеется, такие новшества есть. Их несколько. Во-первых, перед получением готового заказа сотрудники тщательно обрабатывают руки антисептиком. На выполнение «задания» все работники отправляются в перчатках и масках. Наконец, мы пропагандируем среди наших клиентов бесконтактный способ оплаты заказа, то есть, через терминал. После проведения оплаты терминал каждый раз также тщательно дезинфицируется антисептиком. Если клиент предпочитает расплатиться наличными, то полученные от него банкноты мы тщательно дезинфицируем источником ультрафиолетового излучения в течение минимум 10 минут.
- Очень неприятный вопрос, но все-таки придется его задать: вы уже уволили кого-то из сотрудников?
- Нет, пока мы еще никого не уволили. Как все, мы надеемся на лучшее, но готовимся к худшему. Если выходные продлятся до конца апреля, то у людей просто не будет денег, чтобы заказывать у нас еду. Если честно, даже не хочется делать какие-либо прогнозы. Но, думать о том, как дальше выжить в условиях глубочайшего кризиса, все равно придется.
- Как Вы считаете, государство должно или могло что-то сделать для малого и среднего бизнеса в этой ситуации?
- Да и еще раз да! Я считаю, что необходимо было сразу ввести режим чрезвычайной ситуации и оказывать малому и среднему бизнесу столь же чрезвычайные меры поддержки.
Мы столько лет соблюдали все правила игры. Исправно платили государству налоги, получали все необходимые сертификаты и разрешения, проходили на «отлично» все государственные проверки. А потому мы никак не ожидали, что нас фактически бросят на произвол судьбы. И не я один так думаю. Опросите предпринимателей – так считают абсолютно все.
Нет, конечно, есть такие сферы, которые сегодня находятся в выгоде. Это торговцы продуктами, товарами повседневного спроса, медицинскими масками. Но по окончании кризиса они по большей части окажутся невостребованными из-за накопленных людьми домашних запасов. Сегодня они не хотят об этом подумать. Хотя, в конечном итоге, кто-то из числа субъектов малого и среднего предпринимательства выживет даже после этого кризиса. Поживем - увидим.