Потеря Сталинграда означала бы утрату главного канала союзнической помощи Фото: НКППиП
Ровно 80 лет назад, 2 февраля 1943 года, завершилась Сталинградская битва. Эта дата является Днём воинской славы России, поскольку Красная Армия разгромила осаждавшие город войска Германии и ее сателлитов: Румынии, Венгрии и Италии.

Начнем с того, что ежегодно 19 ноября в России отмечается День ракетных войск и артиллерии. Он установлен в память о начале с контрнаступления Красной армии под Сталинградом в 1942 году. Советским артиллеристам, совершенно заслуженно прозванным «Богами войны» в этом контрнаступлении принадлежала ключевая роль взлома глубоко эшелонированной вражеской обороны.

Нет, сегодня мы не станем пересказывать хронику обороны и освобождения Сталинграда – о них написаны сотни публикаций. Предлагаем поговорить о том, почему именно этот город стал ключевой точкой Великой Отечественной войны и Второй мировой в целом. А для этого необходимо взглянуть на ситуацию, что называется в целом…

Как известно, состоявшийся 7 ноября 1941 года парад на Красной площади открыл дорогу поистине грандиозным военным поставкам из США в СССР по программе «ленд-лиза». К сожалению, большинство россиян до сих пор ошибочно считают, что американцы поставляли нам военную технику «за золото и иные ликвидные ценности». На самом деле это были поставки оружия, военной техники, бензина и даже продовольствия с условием, что утраченное и израсходованное во время войны имущество не подлежало оплате вообще! А «дожившее» до конца войны будет возвращено американцам, либо в рассрочку будет приобретено советской стороной.

До середины 1942 года основной поток союзнической помощи шел по морю до советских портов Мурманск, Архангельск и Северодвинск. Но 15% грузов, отправляемых по этому пути, из-за германских рейхсмарине не доходили до получателя. Одновременно с северным маршрутом работал еще один – тихоокеанский, между Сан-Франциско и Владивостоком, но и он не справлялся с потоком оружия и продовольствия для СССР. После перегрузки в вагоны, им еще предстоял путь длиной 9 тысяч километров по железной дороге, а пропускная способность Транссибирской магистрали была вовсе не безграничной.

Наконец, весной 1942-го при самой активной помощи англичан американцы наладили третий канал поставок, на котором враг уничтожал не более 2% от того, что отправлялось из США. Этот путь пролегал морем к портам Ирана, а затем по автодорогам к южному берегу Каспия и далее по Волге и по автомобильным и железным дорогам к востоку от нее - в центральную часть СССР. Для реализации этого плана в рекордно короткий срок на американские деньги были реконструированы порты на юге Ирана и проложены асфальтовые дороги на север этой страны.

Предназначенные для СССР миллионы тонн грузов перевозились от Персидского залива до советских портов на Каспии по железной дороге и машинами. Кроме того, по этой же дороге проехали 450 тысяч американских грузовиков и джипов, составивших к концу войны две трети автопарка Красной Армии. А на нефтеперегонном заводе в том же Абадане произвели большую часть столь необходимого Красной Армии высокооктанового бензина марки «99», который целиком использовался в СССР в качестве добавки к отечественному топливу, дабы оно дотягивало хотя бы до отметки «78».

Теперь, когда вы знаете о значении иранского транзита для снабжения и поддержания боеспособности Красной Армии, совершенно по-новому видится решение Гитлера сосредоточить основной удар летней кампании 1942 года на Кавказско-Сталинградском направлении. Помимо перспективы заполучить нефтепромыслы Кавказа, выход вермахта к берегам Каспийского моря перерезал бы самый важный канал союзнических поставок!

Для достижения этой важнейшей цели немецкое командование не жалело ничего. На это направление была брошена Шестая армия Паулюса, в которую входило 13 дивизий. С воздуха поддержку немецкой армии оказывал Четвертый воздушный флот генерала фон Рихтгофена. В состав нашего Сталинградского фронта входили 7 общевойсковых армий, Восьмая воздушная армия, а также Волжская военная флотилия.

Потери сторон в этой великой битве были поистине огромны. Войска Германии, Румынии, Италии и Венгрии потеряли порядка 1,5 млн человек, 2,5 тыс. самолётов и столько же танков. Потери Красной Армии составили около 1,3 млн солдат и офицеров, более 4 тыс. танков и 2,7 тыс. самолетов.

Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 1 мая 1945 года № 20 первыми четырьмя Городами-героями нашей страны были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса.