• 29 января 2023 12:42
  • 397
  • Время прочтения: 2 мин

Сегодня 137 лет автомобилю. А какая иномарка должна была стать в 1917-м первым массовым росийским авто?

Сегодня 137 лет автомобилю. А какая иномарка должна была стать в 1917-м первым массовым росийским авто? Фото: Авто Mail.ru
137 лет назад, 29 января 1886 года, Карл Бенц получил в Берлине патент №37435 на изобретение «газомоторного экипажа». Сегодня также расскажем вам о том, какая иномарка должна была стать в 1917 году первым массовым росийским автомобилем...

Начнем с того, что Карл Бенц хотел сделать свою машину легкой, потому что имевшийся в его распоряжении четырехтактный бензиновый мотор был слишком слабым - менее одной лошадиной силы - и не смог бы тянуть более тяжелую повозку. Для этого создатель воспользовался деталями и велосипедными конструкциями. В итоге детище Бенца получилось без крыши, двухместным и трехколесным. Двигатель находился между задними колесами, которые были выше переднего колеса, а над ним вместо руля помещалась небольшая вращающаяся рукоятка. С помощью цепей крутящий момент передавался от двигателя на заднюю ось.

Первые поездки на своем экипаже он совершил уже осенью 1885 года. Постепенно Бенц увеличивал пройденный путь - сначала 100 метров, потом 1000. Скорость достигала уже 16 км в час, но в каждой поездке открывались все новые и новые недоделки. Однако, уже 3 июля 1886 года первый в мире автомобиль был показан публике в городе Маннгейме. К слову, горючее для заправки авто ему приходилось покупать в аптеках. Дело в том, что в то далекое время бензин являлся «отходом» при производстве керосина и был предназначен для выведения блох и прочих паразитов...

За четверть века, остававшиеся до начала Первой мировой войны автомобиль проделал огромный путь из развлечения для богатой публики в реальной средство передвижения и перевозки грузов. Неоценимую роль в этом сыграло появление конвейерной сборки автомобилей, переложенное в 1908 году американцем Генри Фордом (о нем мы при случае расскажем вам отдельно). К Октябрьскому перевороту 1917 года в русской армии имелось уже 146 войсковых автомобильных батальонов (автобатов) с общим парком около 10 тысяч машин различной грузоподъемности. Помимо отечественных «Руссо-Балтов» для нужд Российской армии в больших количествах закупались американские автомобили «Паккард», британские «Остин», французские «Рено», итальянские «ФИАТ». Использовались также трофейные чешские грузовики «Прага» и «Татра», немецкие «Даймлер» и «Бенц».

Что касается фирмы «ФИАТ», то ей в дореволюционной России уделялась особая роль - именно она должна была за полвека до появления «советских ФИАТов» (а ими в СССР стали «горбатые Запорожцы») начать первое массовое производство российских автомобилей (правда, не легковых, а грузовых). В 1916 году уже началось строительство завода в Москве, который проработал до конца советской эпохи, успев сменить несколько названий: АМО, ЗиС, ЗиЛ…

Но вернёмся к сегодняшнему имениннику – детищу Карла Бенца и его фирме. Как известно, в Первой мировой войне, Германия не выдержала противостояния с объединившими свои усилия Англией, Францией и США (не помог даже односторонний выход России из этой войны в результате подписания Брестского мира) и немцы потерпели позорное поражение.

Тяжелейшая послевоенная экономическая ситуация в 1920-х годов заставила компанию «Бенц» объединиться с её вечным конкурентом - фирмой «Даймлер». Уже в 1926 году они образовали совместную автомобильную компанию «Даймлер-Бенц». Также соединились воедино и их эмблема - звезда Даймлера пополнилась веточками и именем Бенц. Постепенно, совместными усилиями, путем рационализации производства, компания вышла на одно из ведущих мест в мире. В конце ХХ века «Даймлер-Бенц» влилась в американский концерн «Крайслер», полностью потеряв имя Бенц. Так, спустя чуть более века после появления первого автомобиля, имя его создателя - Карла Бенца незаслуженно кануло в лету…

Фото: Группа компаний Агпайп