• 10 августа 2022 13:30
  • 486
  • Время прочтения: 2 мин

Почему будущее за биодизелем, а не за соляркой, бензином или моторным спиртом?

Почему будущее за биодизелем, а не за соляркой, бензином или моторным спиртом?
Сегодня отмечается День этого экологически чистого горючего. Он был учрежден в память о первом его использовании 10 августа 1893 года в городе Аугсбурге (Германия). Цель праздника - распространение информации о значительных преимуществах биологического дизельного топлива.

Всем известно о том, что в Бразилии и США можно встретить автомобили, которые ездят на спирту, который в Южной Америке делают в основном из сахарного тростника, а в Северной Америке – из кукурузы. И это отнюдь не отдельные экземпляры автотехники. Общий объем производства спирта в качестве моторного топлива (его называют «биоэтанол») в 2021 году составил почти 100 млн тонн. Из них 45% пришлось на Бразилию и 44% - на США.

Однако, биоэтанолу на пятки все более наступает новый вид топлива под названием «биодизель». В зависимости от вида сырья, используемого для его производства, его подразделяют на три поколения: топливо 1-го поколения производят из сельхозкультур, 2-го поколения - из жиросодержащих отходов и 3-го поколения – из микроводорослей. В настоящее время наиболее распространенным сырьем для производства биодизельного топлива являются пальмовое, соевое и рапсовое масла. Реже используется кокосовое и подсолнечное масла, а также …рыбий жир!

Биодизель впервые начали производить в странах Евросоюза еще в 1992 году. На сегодня в мире работает уже несколько сотен заводов с суммарной мощностью 48 млн тонн (напомним, пока это в два раза меньше, чем производство «автомобильного спирта»). Но, как говорится, все течет, все изменяется. На сегодня лидерами по выпуску такого топлива являются Евросоюз (15 млн тонн), Индонезия (7,4 млн тонн) и США (7,3 млн тонн).

Как показали опыты, биодизель, при попадании в воду не причиняет вреда растениям и животным. Кроме того, он подвергается практически полному биологическому распаду: в почве или в воде микроорганизмы за 28 дней перерабатывают 99 % биодизеля, что позволяет говорить о минимизации загрязнения водоемов.

При сгорании биодизеля выделяется ровно такое же количество углекислого газа, которое было потреблено из атмосферы растением, ставшим сырьем для производства масла, за все время его жизни. Немаловажно и то, что жмых, получаемый в процессе производства масел, используется в качестве корма для скота, а это позволяет более полно утилизировать биомассу растения.

Наконец, в сравнении с обычной соляркой, у биодизеля гораздо более высокое цетановое чило (56-58 вместо 48-51), а это - главная характеристика дизтоплива. А еще он почти не содержит серы (очистка обыкновенного моторного топлива от этого вещества является настоящей головной болью для производителей). Кроме того, биодизель отлично смазывает внутренние поверхности двигателя, что значительно увеличивает срок жизни мотора. Например, грузовик из Германии попал в Книгу рекордов Гиннеса, проехав более 1,25 миллиона километров на биодизельном топливе со своим оригинальным двигателем!

Однако, неверно было бы думать, что биодизель имеет одни только достоинства. У него, конечно же, есть и определенные недостатки:

1. В холодное время года необходимо подогревать топливо, идущее из топливного бака в топливный насос.

2. Биодизель долго не хранится - срок его хранения составляет всего около трех месяцев.

3. Производство топлива из растений занимает значительные сельскохозяйственные площади.

В настоящее время лидерами по доле использования такого горючего являются Индия и Малайзия - 20% от общего потребления дизтоплива. Далее с большим отрывом идут Дания, Зимбабве и Индонезия – по 10% в общем использовании солярки.

В нашей стране пока не существует единой госпрограммы развития биодизельного топлива. Однако, Минсельхоз разработал законопроект, согласно которому в России будут создаваться условия для использования такого экологически чистого горючего.