43 года комедии «Дачная поездка сержанта Цыбули» Фото: ETVNET
Ровно 40 лет и 3 года назад состоялась премьера комедии «Дачная поездка сержанта Цыбули». В переводе с украинского языка фамилия главного героя этого фильма означает то же самое, что итальянское слово «Чиполлино» т.е. луковица

Начнем с того, что комедия была снята на Киевской киностудии имени Александра Довженко и стала её первой лентой с экспериментальной стереофонической фотофонограммой - отечественным аналогом системы Dolby.

Этот фильм о войне сочетал в себе качества боевика, комедии и мелодрамы. Его сюжет перекликается с культовой советской картиной «Подвиг разведчика» - главный герой в одиночку действует в тылу врага (только не в Германии, а в оккупированной врагом Украине) и финале привозит на самолете важного «языка». К сожалению, с вышеупомянутым самолетом вышла промашка – показанный в кадре Ан-2 был создан лишь в 1947 году. Впрочем, для начала мы сосредоточимся на режиссерской и актерской работе.

Итак, подходящего артиста на роль сержанта Цыбули искали долго. В ленинградском молодежном театре вроде нашли обаятельного актера. Начали его снимать, но игра главного героя, что называется, «не пошла» - все получалось слишком серьезно, а потому неправдоподобно. И вдруг ассистента режиссера осенило: с этой ролью вполне сможет справиться артист Сергей Иванов. Изначально ему была уготована в картине эпизодическая роль раненого летчика (семью годами ранее в картине «В бой идут одни старики» он сыграл летчика-истребителя по прозвищу Кузнечик).

В качестве кинопробы Иванову предложили сыграть ключевой эпизод - захват немецкого бронепоезда. Сцена была пройдена актером в таком темпе и так точно по отдельным деталям, что режиссеру даже не пришлось делать монтаж. Сосредоточенность и быстрота реакции - все это сделало сцену не только достоверной, но и смешной. Актер превосходно вписался в картину. С этого момента другого сержанта Цыбули быть уже не могло.

Во время съемок фильма Сергей Иванов придумал несколько интересных моментов, которых не было в сценарии. Например, в эпизоде захвата бронетранспортера. По сценарию актер раздевается, прыгает голышом в воду, смешивается с толпой, потом выскакивает из воды и угоняет БТР. Но когда Сергей оказался в воде в гуще купающихся, он понял, что его герой может быть разоблачен, так как у каждого немца на груди болтался жетон с личным номером. А у его сержанта не было ничего - эта деталь не была учтена сценаристами. И тогда Иванов ныряет снова, хватает под водой за ноги одного немца, топит его, снимает с него нагрудный знак, надевает его себе на шею. Затем под водой он отплывает на почтительное расстояние, выскакивает на берег и бежит к бронетранспортеру. Остается добавить, что и эта сцена тоже была снята без единого перерыва!

Фото: Википедия

Самым захватывающим местом в фильме «Дачная поездка сержанты Цыбули» является гонка, в которой участвуют транспортные средства различных весовых категорий: сначала БТР, затем дрезина, и, наконец, бронепоезд. При этом, враги оказываются настолько глупы, что не способны опознать угнанную машину по отчетливо указанному на ее бортах номеру.

Что ни говори, но наиболее впечатляющая сцена всей картины – это, конечно же, взрыв железнодорожного моста и падение бронепоезда. У читателей может возникнуть вполне резонный вопрос: «Почему создатели комедии пошли на столь значительные затраты?» Секрет прост: уничтожение моста и бронепоезда в самом деле снято без комбинированных съемок, но взрываются лишь их… миниатюрные модели. Ну, а иллюзия достоверности катастрофы создается с помощью показанной на переднем плане качающейся ветки дерева – мол, смотрите, все снято на открытом воздухе, ведь ветка-то – самая настоящая!

Несмотря на определенные технические погрешности, эта комедия имела невероятный успех у зрителей – в кинотеатрах страны ее посмотрели 53 миллиона человек (больше сумели собрать только «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука»). Именно эту ленту каждый вечер смотрели в 1986 году ликвидаторы на Чернобыльской АЭС - все остальные коробки с загрязненными радиацией пленками пришлось уничтожить, но спасатели добились того, чтобы им оставили хотя бы эту картину...

Вместо послесловия

Пересматривая ленту 43-летней давности, нетрудно заметить, что ее создатели явно поскупились на аренду действительно немецкой военной техники, на которой ездит сержант Цыбуля и его противники. Впрочем, в фильме совершенно верно раскрыт следующий факт: немецкая пехота (в отличие от советской) не передвигалась пешком или сидя на танковой броне, а ездила в грузовиках или специально предназначенных для этого бронетранспортерах (сокращенно БТР). Да вот беда: и те, и другие в этом фильме – вовсе не немецкие, а являются продукцией Московского автозавода имени Сталина (впоследствии «АМО-ЗиЛ») с нарисованными на бортах черными крестами.

Угоняемый Цыбулей «немецкий» бронетранспортер – это в действительности советский БТР-152, который был принят на вооружение нашей армии в начале 50-х годов. Его концепция была позаимствована у американской машины М-4 времен второй мировой войны: колесная формула 6х6, открытый сверху корпус с противопульной броней, вооружение – один станковый пулемет. Серийный выпуск бронетранспортера и его модификаций продолжался до 1962 года. Эти отлично зарекомендовавшие себя машины экспортировались в 37 государств мира, притом, не только в страны социализма, но и в Финляндию, Индию Иран, Никарагуа, Индонезию.

Что касается «немецких грузовиков», то это тоже продукция московских автостроителей. На самом деле в их роли фигурирует автомобиль ЗиС-151, на базе которого был создан вышеупомянутый БТР. Грузовик получился что надо: он мог переводить 4,5 тонны груза, преодолевать водные преграды глубиной до 80 сантиметров и брать подъемы крутизной в 30 градусов – благодаря этим качествам в 1950-е годы ЗиС-151 стал основным транспортным средством для нужд Советской Армии.

Именно этому грузовику пришлось поносить два разных названия. В 1956 году умер директор завода Иван Лихачев и тогда же был развенчан культ личности товарища Сталина. В итоге, 66 лет назад грузовики этой модели стали самыми первыми ЗиЛами. Но как принято говорить в таких случаях, это уже совсем другая история…

Фото: Википедия