«Берегись автомобиля» запретили еще до начала съёмок Фото: Москва Новости
Во второй половине мая 1966 года во все кинотеатры СССР начала поступать картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Изначально Госкино забраковало сценарий фильма – чиновники опасались, что граждане начнут угонять друг у друга автомобили. Только после публикации написанной по сценарии повести «Угнали машину» они дали добро на съемки этого киношедевра.

Несуществующий Деточкин

Всё началось с того, что однажды Юрий Никулин пересказал Эльдару Рязанову где-то услышанную им байку о водителе, которого подставило начальство автобазы. Выйдя из тюрьмы, водитель стал мстить - угонял у своих обидчиков автомобили, продавал их, а вырученные деньги отдавал в детские дома…

Рязанов искал актера на эту роль через правоохранительные органы, но все было тщетно. Это значит, что Юрий Деточкин – это персонаж, выдуманный народной молвой. Изначально планировалось, что играть его будет Юрий Никулин, но тот от роли отказался. Изначально отказом ответил и Иннокентий Смоктуновский, но Рязанов все-таки сумел уговорить знаменитого актера.

Основным дублером Иннокентия Смоктуновского в этой картине являлся известный в нашей стране постановщик и исполнитель трюков Александр Микулин. Вот как он вспоминал об их совместной работе:

- Я никогда никого не обучал вождению. Иннокентий Михайлович единственный, кого я учил – просто за него я отвечал головой. Он был хорошим учеником часто вспоминал мои замечания на съемках и впоследствии использовал их на практике…

По ходу фильма за героем Иннокентия Смоктуновского устремляется в погоню патрульный гаишник в исполнении Георгия Жженова. В действительности, в роли догоняющего в большинстве кадров снят еще один дублер - майор ГАИ Владимир Шутов. А делал он это на очень редком в наши дни мотоцикле К-750, выпущенном в СССР в 1957 году. Любопытно, что впоследствии этому изделию выпало играть в кино роли… немецких армейских мотоциклов.

«Неадекватный» троллейбус

На празднование своего 75-летнего юбилея актриса Ольга Аросева решила удивить своих поклонников, и приехала в театр на… троллейбусе. Причем, за рулем была она сама - как в фильме «Берегись автомобиля», где сыграла роль Любы - невесты Юрия Деточкина. У актрисы есть настоящие права на управление городским электротранспортом - перед съемками картины режиссер Эльдар Рязанов настоял, чтобы она закончила курсы водителей троллейбуса.

В заключительной эпизоде этой картины, когда на дорогу выходит освободившийся из тюрьмы Деточкин, «рогатой машиной» управляет сама Ольга Александровна. А сцену, в которой троллейбус пытается догнать «Волгу» снимали, что называется, в реальном транспортном потоке. Для неё привлекли похожую на Ольгу Аросеву женщину–водителя, а саму актрису потом просто вмонтировали в данную сцену.

И «Волги» целы, и зритель сыт

Во время съемок картины каскадеры не разбили одной машины. В «главной роли» был задействован всего один ГАЗ-21, который как раз перед съемками этого фильма был приобретен для мосфильмовского гаража. Правда, изначально «Волга» была белой, а потом ее не раз перекрашивали для съемок в других картинах. Каскадеры всячески берегли эту машину, тщательно рассчитывая все рискованные трюки, в том числе, сцену проезда под тягачами с трубами.

По правде говоря, снимавшаяся в этой картине «Волга» ГАЗ-21 была чуть-чуть доработана: на нее поставили амортизаторы с измененными характеристиками, а в рессоры добавлено по дополнительному листу. Что касается трюковых съемок, то в них использовались, в основном, списанные такси. Новые машины категорически запрещалось подвергать какой-либо опасности. Товарищи из ОБХСС терпеливо объясняли: «Бить автомобили во время съемок нельзя! Во-первых, вы сами можете погибнуть, а во-вторых, это – социалистическая собственность». В исключительных случаях разрешение на битье машин мог дать только сам председатель Комитета СССР по кинематографии.