Четверо отважных, которых никто даже не пытался искать
17 января 1960 года начался 7-недельный дрейф четверки советских солдат по Тихому океану. Когда закончилось все, что подходило под понятие «ЕДА», обессилевшие ребята легли в кубрике, согревая друг друга. Они договорились, что последний оставшийся в живых нацарапает их имена на стене, чтобы люди знали, кто здесь погиб…

Эта история началась на Итурупе – одном из островов Курильской гряды. Снабжение острова осуществлялось с помощью пароходов, которые привозили продовольствие, топливо и материалы для располагавшегося здесь строительного батальона (в просторечии «стройбат»). Поскольку корабли не могли подходить близко к берегу, грузы доставляли к причалу на самоходной барже. Одна из них под номером «Т-36» и стала участником той драмы, которая происходила в Тихом океане более шести десятков лет назад.

Вечером 16 января из штаба пришел приказ срочно спустить баржу на воду и подготовить к приему корабля с мясом. На барже их было всего четверо: сержант Асхат Зиганшин и трое рядовых: Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов. Утром начался сильнейший шторм, о приближении которого они ничего не знали. В это время на дежурстве в заливе находилась еще одна баржа «Т-97» – вскоре ее как пушинку выбросило на камни, но все люди на ней остались живы. Экипаж «Т-36» запустил двигатели и в течение полусуток боролся со штормом, однако огромные волны и шквальный ветер, нещадно бьющий в лицо зарядами обледенелого снега, стали выносить баржу в открытый океан…

На остатках топлива ребята попытались выбросить судно на берег. В это время их ударило о скалы: баржа получила пробоину, бочка с пресной водой перевернулась и разлилась, а емкость с углем для печки улетала за борт. Ее обломки вместе с подписанным спасательным кругом потом нашли на берегу и потому решили, что «Т-36» затонула. Одним словом, четырех молодых солдатиков так никто и никогда не искал. Лишь в феврале (!) командование наконец написало и отправило родителям четыре стандартных извещения (к слову, почти все фамилии там указаны с ошибками!) мол, ваш сын пропал без вести при исполнении воинского долга…

Фото: Русская Семерка

- Страха мы не испытывали, нет. Все силы бросили на откачку воды из машинного отделения. С помощью домкрата залатали пробоину, устранили течь. Утром, когда рассвело, первым делом проверили, что у нас с едой. Буханка хлеба, немного гороха и пшена, ведро перемазанной мазутом картошки, банка с жиром. Плюс пара пачек «Беломора» и три коробка спичек. Вот и все богатство. Пятилитровый бачок с питьевой водой разбился в шторм, пили техническую, предназначенную для охлаждения дизелей. Она была ржавая, но главное - пресная, - вспоминал старший по званию из этой четверки Асхат Зиаганшин.

23 февраля (в День Советской Армии) была съедена последняя картофелина. Затем они съели кожаные ремни, потом кожаные части сапог - их варили воде, резали на мелкие ломтики, как макароны, и жарили на сковородке. Ну, а топливом для печки стали старые автомобильные покрышки, которыми были обильно увешаны борта баржи - ранее они служили для смягчения ударов при швартовке баржи к причалу.

- Лишь на последнем отрезке дрейфа потихоньку начала отъезжать «крыша», пошли галлюцинации. Мы почти не выходили на палубу, лежали в кубрике. Сил совсем не осталось. Пытаешься подняться, и словно получаешь удар обухом по лбу, чернота в глазах. Это от физического истощения и слабости. Голоса какие-то слышали, звуки посторонние, гудки кораблей, которых в действительности не было, - из воспоминаний сержанта Зиганшина.

Фото: Военное оружие и армии мира

7 марта их наконец заметил американский самолет, сопровождавший авианосец «Кирсадж», с борта которого для спасения наших солдат выслали вертолеты. Они по очереди зависали над «Т-36» и, выпустив специальные веревки с прицепными устройствами для подъема терпящих бедствие людей, дважды улетали ни с чем. Дело в том, что четверо 20-летних солдат советского стройбата всерьез опасались, что попадание на борт иностранного корабля будет расценено как измена Родине. Лишь после долгих колебаний, старший по званию Асхат Зиганшин, отдал приказ подняться на вертолет. План был такой: просить у американцев карту, пищи, воды и топлива, после чего идти на Итуруп своим ходом. Тогда они еще не знали, что за 49 дней дрейфа ветры и течения переместили их на расстояние около двух тысяч километров!

Один из членов команды авианосца был потомком украинских иммигрантов, поэтому он мог говорить на ломаном русском языке. С его помощью командир «Кирсаджа» убедил Зиганшина в необходимости следовать в Сан-Франциско. Еще на борту «Кирсаджа» все четверо четко заявили о своем намерении вернуться на Родину. Американские моряки очень тепло отнеслись к спасенным русским солдатам: их помыли, побрили и переодели во все чистое. Для восстановления здоровья ребят, каждый из которых потерял до 25 килограммов веса, во время недельного плавания на «Кирасадже» вся четверка питалась по разработанной судовым врачом диете: парное мясо, бульоны, свежие овощи и фрукты.

Фото: Википедия

В США четверка прожила несколько дней – советский посол в Вашингтоне предоставил ребятам свои личные апартаменты, где самой удивительной вещью стал впервые увиденный ими… телевизор. Американцы подарили гостям ключ от города Сан-Франциско (такие же ключи ранее вручали только Галине Улановой и Никите Хрущеву), да по шкалику виски. Все четыре бутылки благополучно доехали до Москвы – находясь за границей, они договорились вообще не брать в рот спиртного – по словам Асхата Рахимзяновича «боялись натворить чего-нибудь, Родину опозорить».

По настоянию врачей, еще не окрепших солдат повезли домой не самолетом, а пароходом. От Нью-Йорка до Лондона четверка плыла на роскошном океанском лайнере «Куин Мэри», где снова приходилось отвечать на вопросы вездесущих журналистов. Но более всего героев нашей истории потряс рассказ моряка из команды лайнера. Когда-то он тоже оказался в сходных обстоятельствах - британский корабль потерял управление, радиостанция вышла из строя и уже через пару дней между 20 членами экипажа начались драки за пищу и воду - в побоищах погибли трое человек...

Доселе абсолютно никому неизвестные 20-летние солдаты стройбата вернулись в СССР настоящими Героями - их встречали с оркестрами, цветами и митингами. Всех четверых наградили орденами Красной звезды, принимали в Кремле, на заводах и в школах, посвящали им бесчисленные газетные очерки.

Тогда, 62 года назад, им задавали самые разные вопросы, среди которых не было двух самых главных, которые наверняка были бы заданы сегодня: «Почему вы так и не начали есть друг друга, ведь мир устроен так, что выживает сильнейший?» и «Почему вы не остались в США, где вам была гарантирована сытая и безбедная жизнь?» А, действительно, почему? Напишите свою версию ответа по нашему адресу: news@d-kvadrat.ru Ответим всем!

Фото: Википедия