День рождения героя: «Подводник номер один» Фото: YouTube
Второго (по новому стилю 15-го января) 1913 года появился на свет моряк Александр Иванович Маринеско, которого советская печать именовала не иначе как «Подводником №1».

Он родился в Одессе, в семье бежавшего из Румынии матроса Иона Маринеску и домработницы по найму - украинки Татьяны Коваль. В 1933 году юноша окончил Одесский морской техникум и получил профессию штурмана дальнего плавания. Работал помощником капитана парохода «Красный Флот», занятого на перевозках между портами Крыма и Кавказского побережья.

В 1934-м Александр Маринеско окончил классы командного состава ВМС РККА и был направлен служить на подводную лодку Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В 1937 году молодого лейтенанта направили на годичные курсы помощников командиров подводных лодок. На следующий год Маринеско в ходе компании по «чисткам» в РККА был демобилизован (вероятно, в связи с румынским происхождением отца), но вскоре был восстановлен на службе и послан для продолжения учёбы. После завершения обучения в 1939-м его назначили командиром на тот момент ещё строящейся подводной лодки М-96.

По итогам 1940 года М-96 стала лучшей подводной лодкой по огневой подготовке в 3-й бригаде подводных лодок и одной из лучших в Балтийском флоте, а Маринеско за отличное управление торпедной стрельбой приказом наркома ВМФ СССР был награждён золотыми часами. Кроме того, он получил положительную аттестацию командования о назначении на более крупную подводную лодку типа «C».

Фото: biography-life.ru

Осенью 1941 года, в связи с неудачным началом войны и приближением противника к Ленинграду, дисциплина на подводных лодках Балтийского флота упала, начали высказываться пораженческие настроения и критика командования, причём этот процесс затронул как экипажи, так и командиров кораблей. Не стала исключением и М-96, в экипаже которой, согласно политдонесению, процветало пьянство, а Маринеско организовал среди офицеров дивизиона подлодок карточные игры на деньги. С целью восстановления дисциплины были преданы суду восемь командиров и политработников бригады подводных лодок, причём четверо были приговорены к расстрелу. К партийной ответственности были привлечены 23 командира и политработника, включая Маринеско, исключённого из кандидатов в члены ВКП(б) «за систематическую пьянку, развал дисциплины, отсутствие воспитательной работы, неискреннее признание своих ошибок».

В феврале 1942 года немецкий крупнокалиберный снаряд попал в лодку М-96 - образовалась крупная пробоина, через которую два отсека были затоплены. Потребовался продолжительный ремонт, который был завершён в июле 1942 года. В августе 1942 года М-96 вышла в боевой поход по Финскому заливу, где много раз натыкалась на вражеские мины, но умелые действия командира позволили избежать взрыва. По итогам этого похода советское командование засчитало командиру М-96 потопление транспортного судна противника, Маринеско был награждён орденом Ленина и повторно принят кандидатом в члены ВКП(б).

В ноябре 1942 года М-96 совершила ещё один боевой поход в Нарвский залив для высадки разведывательной группы. За выполнение боевой задачи Маринеско был представлен к награждению орденом Красного Знамени, но оно реализовано не было. В характеристике за 1942 год командир М-96 характеризовался положительно и рекомендовался для назначения командиром более крупной подлодки, хотя и отмечалось, что он «на берегу склонен к частым выпивкам».

В апреле 1943 года Маринеско был назначен командиром крупной подводной лодки С-13. К середине 1943 года противником была создана мощная система противолодочных минно-сетевых заграждений, перегораживающих Финский залив, в ходе попыток прорыва которой в 1943 году погибло несколько советских подводных лодок. Убедившись в непреодолимости заграждений, советское командование временно прекратило подводную войну на Балтийском море, вследствие чего в 1943 году С-13 в боевые походы не выходила. После выхода Финляндии из войны в 1944 году советские подводные лодки получили возможность выходить в Балтийское море. Лодка Маринеско сумела повредить грузовой пароход «Siegfried» водоизмещением 563 т, за что командир был награждён орденом Красного Знамени.

31 декабря 1944 года состоялось заседание партийной комиссии, на которой за пьянство, самовольные отлучки, связи с финскими женщинами Маринеско был объявлен выговор с занесением в учётную карточку, причём тот дал слово исправиться и более не допускать подобных фактов. В новогоднюю ночь 1945 года Маринеско совершил две самовольные отлучки в Ханко, где, пьянствовал и имел связи с финскими женщинами. Этот проступок, к тому же совершённый сразу после его обещаний не повторять подобного, вызвал резкую реакцию командования, которое приняло решение отстранить Маринеско от должности и предать его суду военного трибунала. Капитан пообещал искупить вину в бою, поэтому суд перенесли на дату после возвращения С-13 из очередного боевого похода, поскольку быстро заменить командира С-13 не представлялось возможным. В результате Маринеско был максимально мотивирован на боевой успех, а С-13 фактически стала единственной «штрафной» подлодкой советского флота.

30 января 1945 года С-13 атаковала и потопила бывший лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 484 тонн. Он стал крупнейшим кораблём, потопленным советскими подводными лодками (и военно-морским флотом в целом), а потому советская пресса назвала этот случай «Атакой века». Считается, что из находившихся на борту корабля 10 582 человек спаслись лишь 1252. Таким образом, погибли порядка 9 тысяч человек, подавляющее большинство из которых являлись беженцами. Однако, с юридической точки зрения, «Вильгельм Густлофф» являлся вооружённым кораблём военно-морского флота, на который разрешили подняться беженцам, а потому представлял собой законную военную цель.

1/1
Фото: Военный обозреватель

10 февраля 1945 года экипаж Маринеско вновь одержал победу — на подходе к Данцигской бухте С-13 потопила шедшее в боевом охранении транспортное судно «Штойбен». Командиру С-13 не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако командование понизило статус награды до ордена Красного Знамени.

После войны в 1946-1949 годах А.И. Маринеско работал старпомом на судах Балтийского торгового пароходства, а в 1949 году - заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. В это время Александр Иванович был осуждён на три года лишения свободы по обвинению в разбазаривании социалистической собственности: он раздал нуждавшимся сотрудникам института торфяные брикеты, валявшиеся без учета на заднем дворе института. Лишь незадолго до смерти, в самом начале 1960-х бывшие сослуживцы сумели добиться реабилитации моряка: ему вернули звание капитана третьего ранга и пересмотрели дело о хищении госсобственности.

В последние годы жизни Александр Иванович работал грузчиком и столяром, жил в нищете и умер в 50 лет от рака 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга – неподалёку от которого находится Музей подводных сил России имени А. И. Маринеско. Получается так, что в портрете этого прославленного подводника нет полутонов: только белые либо черные краски, или восторженные отзывы либо уничижительные…

После реабилитации, инициированной газетой «Известия», 5 мая 1990 года Указом Президента СССР Александру Ивановичу Маринеско посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

1/3
Фото: biography-life.ru
2/3
Фото: LiveJournal
3/3
Фото: Новости Кировского района Санкт-Петербурга