Сделаны в СССР: Самолёт для 14-летнего военного лётчика Фото: dosaaf34-gor.ru
7 января 1928 года состоялся первый полёт самолета У-2. В том же году родился самый молодой в истории авиации военный лётчик – Аркадий Каманин. Сегодня в рубрике «Сделаны в СССР» мы расскажем о них обоих…

Начнём с названия самолёта. До Войны в СССР их именовали не по фамилиям конструкторов, а по назначению: «И» - истребитель, «ДБ» -дальний бомбардировщик, «ТБ» - тяжёлый бомбардировщик и т.д. Конечно, бывали и исключения, например «АНТ» - Андрей Николаевич Туполев. Однако, сегодня наш рассказ о самолёте серии «У» - учебный. Впрочем, учебным он был только в самые первые годы своей жизни...

Во время разработки У-2 Николай Поликарпов особое внимание уделил дешевизне его конструкции и простоте пилотирования. В те годы наша страна жила под лозунгом «Все на самолёт!», а потому срочно нужна была машина для обучения не просто многих, а десятков тысяч новых пилотов. Испытания У-2, которые проводил лётчик Михаил Громов, показали его поистине великолепные лётные качества. А уже осенью того же, 1928 года У-2 экспонировался на 3-й международной авиационной выставке в Берлине. Забегая вперёд, скажем, что У-2 – это один из самых массовых самолётов в мире – он строился серийно до 1953 года, в общей сложности было выпущено 33 тыс. таких машин! На сегодня этот рекорд превзошли только американское летающее такси Сессна-172 (43 тыс.) и советский штурмовик Ил-2 (36 тыс.). Ну, а в 1944 году после смерти Николая Поликарпова трудяга У-2 будет переименован в его честь в По-2 («Поликарпов-Второй»).

1/1
Фото: multiurok.ru

У-2 имел необычайно широкий спектр применения: существовали штабные, санитарные, разведывательные, сельскохозяйственные, пассажирские, поплавковые и многие другие его модификации. Все молодые советские лётчики на протяжении многих десятилетий учились летать именно на этой машине. Наконец, В 1932 году был разработан боевой вариант У-2ВС, который мог брать шесть 8-килограммовых бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулемётом.

С началом Великой Отечественной войны, почти все имевшиеся У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на заводах-производителях и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей, а также в авиаремонтных мастерских. По этой причине конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов, а их бомбовая нагрузка варьировалась от 100 до 350 кг. Но в любом случае, максимальная скорость, которую могла развить такая машина, составляла всего 120 км/ч. К слову, самолёту У-2 посвящён культовый фильм 1945 года «Небесный тихоход», одну из главных ролей в котором исполнила уроженка Ижевска – актриса Людмила Глазова.

Фото: twitter.com/lsvjxtr/

Именно на У-2 воевали все лётчицы женского ночного бомбардировочного полка, который немцы прозвали «Ночными ведьмами». Одна из них - родившаяся в Воткинске будущий Герой Советского Союза Нина Ульяненко, на счету которой 918 боевых вылетов. Надо сказать, что девушки, летавшие на У-2, не имели парашютов. Зато управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести машину на аэродром. За годы войны погибли 32 лётчицы полка, в том числе его командир Марина Раскова. Более подробный рассказ о них в нашей публикации ЗДЕСЬ.

Феноменальная простота управления созданного в 1928 году самолёта У-2 позволила его одногодке Аркадию Каманину стать самым молодым в истории боевым лётчиком. Он был сыном одного из семёрки первых Героев Советского Союза - генерала-полковника авиации Николая Каманина. В июле 1943 года этот 14-летний юноша был выпущен в свой первый «официальный» самостоятельный полёт и получил от однополчан ласковое прозвище «Летунок».

Он выполнял боевые задания - из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков. Свой первый орден Красной Звезды Аркадий Каманин получил за спасение сбитого лётчика штурмовика Ил-2 на нейтральной полосе. Второго такого же ордена удостоен за отражение атаки бандеровцев на штаб фронта. За перелёт через линию фронта к партизанам для передачи им батарей питания для радиостанции был награждён орденом Красного Знамени. До конца войны 16-летний старшина Каманин совершил на У-2 (ставшем к тому времени По-2) более 650 вылетов!

Аркадий Николаевич Каманин выжил в трудные военные годы, но скончался в возрасте 18 лет уже в мирное время от менингита. Сказались многочисленные полёты неокрепшего детского организма в любую погоду в открытой и продуваемой всеми ветрами кабине самолёта По-2…

Фото: Яндекс.Дзен