Последний полёт сверхзвукового «Конкорда» Фото: Onliner
26 ноября 2003 года состоялся последний в истории полёт сверхзвукового пассажирского лайнера «Конкорд» - в тот день он вылетел из Лондона, прошёл над западным побережьем Франции и Испании, после чего развернулся и приземлился в аэропорту английского города Бристоля.

«Конкорд» был создан в результате слияния английской и французской программ разработки сверхзвукового пассажирского самолёта, а потому переводе с французского его название означает «Согласие». Задолго до начала его производства 16 авиакомпаний по всему миру сделали предварительные заказы на 74 «Конкорда». Однако, в 1973 году в мире разразился нефтяной кризис, вызванный войной между Израилем и арабскими странами. Цены на авиационное топливо выросли в несколько раз, что поставило под сомнение коммерческую привлекательность сверхзвуковых полётов. И действительно, «Конкорд» затрачивал в три раза больше топлива на перевозку одного пассажира, чем дозвуковые самолёты.

Фото: ведомости

В общей сложности на двух авиазаводах - в Бристоле (Великобритания) и Тулузе (Франция) было изготовлено лишь 20 таких лайнеров, из которых 9 приобрели авиакомпании «Бритиш Эйрвэйс» и «Эйр Франс». Из-за отозванных заказов других стран ещё 5 самолётов передали этим же авиакомпаниям по символическим ценам 1 фунт стерлингов и 1 франк соответственно. За 27 лет регулярных и чартерных рейсов на «Конкордах» было перевезено 3,7 миллиона человек (это в тысячу с лишним раз больше, чем перевезли советские Ту-144 на единственной линии «Москва – Алма-Ата»). Салон «Конкорда» был годазо более комфортабельным, чем у его советского собрата. Достаточно сказать, что у Ту-144 было пять кресел в одном ряду, тогда как у англо-французского лайнера - всего четыре.

Фото: Популярная механика

В «Конкордах» богатых западаных пассажиров привлекала прежде всего скорость так - полёт из Парижа или Лондона до Нью-Йорка вместо 8 часов занимал всего 3 часа. При этом, билет в один конец стоил свыше 5000 долларов или в 4 раза больше, чем на обычном (дозвуковом) самолёте. Любопытно, что в 1993 году один саудовский принц опоздал на рейс «Конкорда» из-за парижских пробок и заплатил компании «Эйр Франс» за чартер на таком же лайнере больше, чем стоило бы кругосветное путешествие. Самолёт и команду пригнали в аэропорт так быстро, что капитан даже не успел надеть форму и летел в гражданском костюме.

1/1
Фото: LiveJournal

Начало конца истории этого лайнера случилось 25 июля 2000 года, когда один «Конкорд» потерпел катастрофу при вылете из парижского аэропорта «Шарль де Голль». По злой иронии судьбы, это произошло там же, где в 1973-м разбился советский Ту-144. Причиной аварии «Конкодра» компании «Эйр Франс» стала металлическая деталь, которая оторвалась от взлетавшего перед этим американского лайнера DC-10. Деталь пробила топливные баки «Конкорда» - летчики заметили пожар, но ничего изменить уже не смогли - им пришлось продолжать взлёт. Вскоре после этого отказали двигатели, и самолет, едва успев отвернуть от центра городка Гонесс, упал на небольшой отель. В той катастрофе заживо сгорели 113 человек, - 100 пассажиров, 9 членов экипажа и ещё 4 человека, находившихся в отеле, на который рухнул горящий самолет.

Фото: Ferra.ru

Эта катастрофа, а также сокращение рынка авиаперевозок после терактов в США 11 сентября 2001 года стали основными причинами прекращения эксплуатации «Конкордов» и постепенного снятия их с эксплуатации. Сначала французские, а затем и английские «Конкорды» поставили на прикол. Самый последний регулярный рейс Лондона в Нью-Йорк и обратно состоялся 24 октября 2003 года. Целых 18 из 20 некогда построенных «Конкордов» бережно хранятся в музеях и аэропортах Барбадоса, Великобритании, Германии, Франции и США.

Фото: ЯПлакалъ