• 27 марта 2024 11:58
  • 170
  • Время прочтения: 10 мин

Филипп Штумф: Догнать и перегнать Скандинавию по уровню жизни и комфорту

Филипп Штумф:
Догнать и перегнать Скандинавию по уровню жизни и комфорту
Династия увинских лесопромышленников Штумфов – явление, без преувеличения, уникальное. Заурядная лесопилка в деревне Узей-Тукля, купленная основателем династии Александром Филипповичем Штумфом, превратилась в ООО "Орион", которое сегодня входит в число крупнейших производителей фанеры, гнутоклееных деталей и пиломатериалов в России и обеспечивает четверть всей лесопереработки в нашей республике. Много лет рядом с Александром Филипповичем трудится его сын – Сергей Александрович. А сейчас к семейному делу подключилось третье поколение династии, которое представляет Филипп Сергеевич Штумф. Мы беседуем с ними о том, как развивался их семейный бизнес и почему Узей-Тукле надо обязательно догнать и перегнать Скандинавские страны. Первое слово – основателю династии.

Александр Филиппович Штумф

А.Ш.: Извините, но я хочу уточнить: наша династия насчитывает не три, а четыре поколения.

«ДК»: Как это?

А.Ш.: Сейчас объясню. Мы из тех немцев, которых Екатерина ІІ расселила в Нижнем Поволжье. В 1941 году поволжские немцы были депортированы в разные регионы СССР. Моего отца Филиппа Георгиевича Штумфа сослали в Удмуртию, он работал на каком-то ижевском заводе и был командирован в Увинский район на лесозаготовки для нужд фронта. Получается, что не я, а он стал основателем династии. А мой внук Филипп представляет ее четвертое поколение.

«ДК»: Статус отца как депортированного как-то сказался на вашей судьбе?

А.Ш.: Отчетливо я ощутил это только один раз – в армии. Всех ребят нашей учебной роты отправили служить в ГДР, а меня без объяснений оставили в Чебаркуле.

«ДК»: Обиделись?

А.Ш.: Нет. Позже мне предлагали уехать в объединенную Германию, даже приглашение прислали. Я отказывался. Как и от переезда в Уву или Ижевск. Мне в Узей-Тукле хорошо. Здесь наше родовое гнездо.

«ДК»: Но начали вы не с леса?

А.Ш.: После армии шоферил в совхозе, зерно грузил, работал директором конторы Госснаба, в школе открыл и оснастил классы автодела и подготовки трактористов. И все это время про себя думал: «Если стану руководителем, буду работать лучше тех, кто нами сейчас руководит». Но этого долго ждать пришлось. В начале 1990-х по указу Б.Н. Ельцина мы взяли в совхозе мамин земельный пай. Нам дали самые плохие земли, но мы пахали, сеяли, из хлама комбайн собрали. В общем, получали неплохие урожаи зерновых, свою скотину кормили и соседям кормами помогали. Земля, если на ней работать, всегда прокормит.

«ДК»: Аппетит приходит во время еды?

А.Ш.: Так получается. Со временем захотелось большего, и мы стали брать паи у людей. Одновременно занялись заготовкой леса, который отправляли на переработку в Сыктывкар. Конец неблизкий, проблем масса – не наездишься. Вот и решили поставить свою пилораму, на базе которой в 2005 году зарегистрировали ООО "Орион", основной продукцией которого стали поддоны.

«ДК»: А как возникла идея производства фанеры?

А.Ш.: Если не успокаиваться на достигнутом и думать о завтрашнем дне, то все сложится как надо. В 2011 году нынешний "Увадрев-Холдинг" отказался от фанерного производства в пользу ДСП. Я был заинтересован в том, чтобы оборудование для производства фанеры попало к нам, и при поддержке главы района В.А. Головина и управляющего банком А.Н. Красноперова добился этого. Правда, когда мы привезли это оборудование, выяснилось, что его основательно пограбили. Поэтому перед монтажом пришлось полностью менять целые блоки. Смонтировали и запустили его в строящемся цехе лущения. Как во время войны: крыши у цеха нет, а цех работает!

«ДК»: Специалистов где взяли?

А.Ш.: Там же, где и оборудование: мы приняли к себе 130 специалистов из 500 сокращенных на "Увадрев". Тут уже мой сын Сергей подключился к делу и стал моим основным помощником. Мы начали продавать свою продукцию, появились денежки на новое оборудование. Дело пошло на лад.

«ДК»: По статистике, больше всех от санкций пострадала именно лесная промышленность России.

А.Ш.: Нас они очень больно задели. К 2022 году мы по просьбе главы республики А.В. Бречалова открыли участок в Кизнере и заказали для него в Финляндии самое современное оборудование. Естественно, взяли большой кредит. А в 2022 году финны отказали нам и в оборудовании, и в возврате уплаченных за него денег. Пока переписывались, созванивались, подключали актив "Удмурт Кенеша" и руководителя Русского дома в Хельсинки А.Е. Загребина, банк-заемщик потребовал вернуть кредит – отчитываться-то перед ним нам было нечем. Пришлось перекредитовываться. В конце концов, финны вернули нам наши деньги, но 20 млн из общей суммы оставили себе. Плюс мы потеряли европейский рынок, на который поставляли приличные объемы фанеры и гнутоклееных деталей для производства мебели. Пришлось поджаться: до санкций у нас работало 1200 человек, а теперь около 900. С выходом на азиатские рынки началось восстановление объемов производства. Сейчас они приблизились к показателям 2021 года.

«ДК»: О чем сейчас голова болит?

А.Ш.: Как всегда – о сырье. Лесоустройство в республике не проводилось с 1991 года, и сегодня мы разрабатываем лесосеку, с которой можно получить не более 25-30% деловой древесины. Остальное – дрова. Пришлось взяться за производство брикетов, и теперь у нас почти безотходное производство. С конца 2023 года совместно с арендаторами из Перми запустили производство ламинированной фанеры. Но я все чаще участвую в делах «Ориона» только советами и подсказками. У сына Сергея опыта и деловой хватки хоть отбавляй, внук Филипп подключился. Слава богу, есть на кого дело оставить.

Коммерческий директор ООО «Орион» Сергей Штумф сегодня играет в семейном бизнесе первую скрипку. Встретиться и поговорить с ним – большая проблема. Но у нас получилось.

Сергей Александрович Штумф

"ДК": Сергей Александрович, что такое ООО "Орион" сегодня?

С.Ш.: Это более 10 тысяч квадратных метров производственных площадей, на которых ежегодно производится более 70 тысяч кубометров фанеры и 10 тысяч кубометров гнутоклееных деталей для мебельного производства. Наша продукция сертифицирована с учетом требований технических регламентов РФ, соответствует ГОСТу и ТУ, удостоена диплома Всероссийского конкурса "100 лучших товаров России". Фанера клееная марки ФК производства ООО "Орион" по своим потребительским свойствам, соотношению цены и качества занимает лидирующие позиции на российском рынке и приближается к лучшим зарубежным аналогам. Она соответствует европейскому экологическому классу безопасности Е0,5 и поставляется в страны СНГ, Египет, Иран и другие страны дальнего зарубежья.

«ДК»: Где берете деньги на развитие?

С.Ш.: Этот вопрос встал перед нами сразу после того, как мы запустили производство фанеры. Чтобы увеличить объемы и повысить качество продукции, в 2013 году на ООО «Орион» был разработан инвестиционный проект «Техническое перевооружение фанерного и лесопильного производства, организация лесозаготовительных работ». И уже в 2016 году освоили производство шлифованной фанеры, широко востребованной в производстве мебели. В 2018 году запустили в работу современную высокопроизводительную линию лесопиления. И сегодня можем изготавливать в требуемых для заказчика объемах широкую номенклатуру погонажных изделий из древесины хвойных и лиственных пород: доску половую и кровельную, брус, вагонку, опанелку и т.д. В марте 2021 года вступил в строй производственный комплекс по выпуску широкоформатной фанеры размером 1220х2440 мм. Мощность экспортоориентированного производства составляет 60 тысяч кубометров фанеры в год.

«ДК»: Республика не обходит вас своим вниманием?

С.Ш.: Без ее внимания не остаемся. Самый яркий пример – наше участие в национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости». При участии экспертов Регионального центра компетенций УР мы разработали и реализовали пилотный проект по оптимизации процесса производства гнутоклееных деталей. За шесть месяцев команде проекта удалось улучшить условия труда на участке, повысить выработку на одного работника, сократить производственный цикл изготовления ГКД, увеличить объемы производства и выручку, поднять заработную плату работникам.

«ДК»: В последние два года вы тоже не сидели сложа руки…

С.Ш.: Как говорится, положение обязывает. В 2022-2023 годах мы запустили новые высокоавтоматизированные линии обрезки и сортировки фанеры, которые позволили повысить производительность труда на участке. Осенью 2023 года ООО «Орион» открыло в поселке Кизнер участок тонкомерного лесопиления. Здесь осина, береза и липа перерабатываются на доску, вагонку и другие пиломатериалы шириной от 18 до 50 миллиметров и длиной до 6 метров. Линия производит до 3000 кубометров пиломатериала в месяц, и наш тонкомерный пиловочник уже отправляется в Татарстан. Принципиально новым направлением нашей деятельности стало запущенное в конце 2023 года производство березового угля, применяемого в черной металлургии. Мы отжигаем уголь в 9 печах отечественного производства, а сырьем служат древесные отходы, которые невозможно применить для других видов переработки леса. Так производство на ООО «Орион» стало практически безотходным.

«ДК»: В каком настроении встретили 2024 год?

С.Ш.: Как всегда – в рабочем. Отец уже говорил, что мы почти восстановились после кризиса 2022 года. Будем двигаться дальше, осваивать новые технологии и рынки сбыта. На Европе мир клином не сошелся.

Филипп (как прадед!) Штумф заступил на «семейную вахту» в 2019 году, после возвращения с учебы в Екатеринбурге. Возглавил сельскохозяйственное направление, а теперь стал еще и директором ООО «Орион» по развитию.

Филипп Сергеевич Штумф

«ДК»: Филипп Сергеевич, это семья решила, где и кем вам трудиться?

Ф.Ш.: По поводу «где» это был мой выбор. Когда получил диплом, было несколько предложений из разных городов, но я для себя решил, что буду продолжать семейное дело. Я родился, вырос и сформировался в Узей-Тукле, в этой родной для меня среде. Мне здесь комфортно. Здесь я могу проявить и раскрыть себя.

«ДК»: А почему сельхознаправление?

Ф.Ш.: Потому что никакой другой должности не было. Не было и специалистов, и техкарт, по которым можно было двигаться. Пришлось начинать с нуля. Зато я мог делать все, что хочу, использовать весь свой потенциал. Когда я начинал, у меня была одна 1100 га земли. За 4 года мы увеличили площади под зерновые и медоносы до 10 тысяч га. В 2022 году к полеводству добавилось молочное направление – 1,5 тысячи голов КРС. Молоко продаем четырем предприятиям. Но лет через пять сами выйдем на рынок готовой продукции – натуральной и высококачественной. В этом году заходим в переработку мяса. Плюс мы обслуживаем основную компанию – ООО «Орион», выращиваем для нее саженцы елочек. Под них у нас есть 6 теплиц, и «Орион» ежегодно высаживает не менее 500 га новых деревьев.

«ДК»: Чем сегодня занят директор по развитию?

Ф.Ш.: Если говорить о ближайшей перспективе, то в этом году мы проведем ребрендинг предприятия: объединим лесозаготовку, лесопереработку, автопарк и сельхознаправление в единую группу компаний "Штумф". Цель ребрендинга сформулирована так: мы хотим стать первым предприятием по уровню жизни на селе. Лично я хочу догнать и перегнать Скандинавию по комфорту на той территории, на которой мы работаем и живем. В начале "нулевых" в Узей-Тукле насчитывалось около 600 жителей. В 2021 году, по официальным данным, – 997. Думаю, что на сегодня мы уже перешагнули за тысячу жителей. И учтите: семьи у нас в основном многодетные, школа и детский сад переполнены. Значит, нужно обустроить деревню и ее окрестности так, чтобы работа и досуг здесь были интересными, насыщенными, разнообразными. Чтобы молодежь либо не уезжала отсюда, либо возвращалась сюда после учебы.

«ДК»: И как вы намерены решать эту важную, но непростую задачу?

Ф.Ш.: Нам нужно менять среду, развивать современный сервис и делать пространство привлекательным. Эти три позиции мы хотим упаковать и реализовать через участие в туристическом акселераторе. Сейчас формируем команду, которая будет учиться и активно контактировать с единомышленниками, и которая будет занята формированием точек притяжения в своих населенных пунктах. Итогом этой работы должен стать проект основных мероприятий по продвижению нашей местности, привлечению туристов и организации комфортной среды для жителей Узей-Тукли и близлежащих деревень.

«ДК»: Думаем, что в общих чертах этот план вы уже представляете.

Ф.Ш.: Конечно. Уже в этом году мы должны заложить две экотропы и поучаствовать в грантах по их оснащению. Одновременно будем создавать глэмпинг со всеми условиями для проживания. Он разместится в деревне, и у туристов будет возможность ознакомиться с тем, как мы ведем хозяйство, выращиваем елочки. Думаю, будут и экскурсии на основное производство. Там есть на что посмотреть.

«ДК»: Как вы представляете себе свою целевую аудиторию?

Ф.Ш.: Изучая этот вопрос, мы заметили, что в Увинском районе проезжающим и туристам есть где остановиться. Но эти "точки" ориентированы на возрастных туристов или, извините, на проведение "алкогольных выходных". Наша целевая аудитория – это молодые, энергичные и мобильные люди (молодые семьи, группы по интересам), которых интересует здоровый образ жизни, которые готовы наслаждаться природой и активно отдыхать. Поэтому для нас важна и спортивно-оздоровительная повестка. Недавно увидел, как в соседней деревне ребята играют на улице в хоккей с мячом. Думаю, блин, если бы у нас были трибуны, буфет с чаем, кофе и выпечкой – разве не собирался бы тут народ со всех окрестностей? Это же отличный способ сплотить людей, поднять их жизненный тонус, придать жизни новые краски. Наконец, мы хотим сделать точку притяжения в самой Уве. Это будет большой баннер с логотипом и современная кофейня. В Уве ничего подобного нет, а запрос есть.

«ДК»: Филипп, что вами движет?

Ф.Ш.: Откровенно? Я вижу, как уезжают из других деревень ребята моего возраста, потому что не хотят жить без перспектив, без надежды на лучшее. И по мере возможностей буду противодействовать этому процессу. Мы можем и должны жить, работать и отдыхать в максимально комфортных условиях – как люди XXI века.

Нам остается только пожелать успехов всей семье Штумфов, которая – уверены – умеет добиваться поставленных целей.

Виктор Чулков

Реклама. ИНН: 1821006068. ERID: 2VtzqwZCdvV