Выбирайтесь своей колеёй!
Камбарский машиностроительный завод, которому в этом году исполняется 255 лет, – предприятие сложной судьбы. Он знал и взлеты, когда выпускал до 60 железнодорожных локомотивов в месяц и поставлял свою продукцию в большинство республик СССР, а также на Кубу, в Гвинею и Вьетнам. А в 1983 году на международной ярмарке в Лейпциге легендарный тепловоз ТГМ 40 производства Камбарского машиностроительного завода был награжден золотой медалью и дипломом первой степени. Познал он и горечь банкротства в конце 2010-х гг. Но 4 года назад завод, на котором осталось всего 44 сотрудника, возглавил молодой инженер-химик Виталий Постников, и завод ожил, начал вставать на ноги и активно искать «свою колею» в радикально меняющихся обстоятельствах места и времени.

«ДК»: Виталий Николаевич, согласитесь, химик во главе машиностроительного завода – ситуация нестандартная.

В.П..: Согласен. Восемь лет назад я приехал из Екатеринбурга в Камбарку, чтобы поучаствовать в создании обособленного подразделения компании «Ника-Петротэк». Сегодня ОП «НикаПетротэк» в Камбарке успешно производит реагенты, которые используются в процессе гидроразрыва нефтяного пласта, а также большую линейку других химических реагентов для интенсификации нефтедобычи, хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов.

С 2014 по 2018 год я наблюдал, как Камбарский машиностроительный завод переживал сложные времена. Честно скажу, душа болела: умирал один из старейших (еще «демидовских»!) заводов республики и Прикамья с богатейшей историей, яркими достижениями, на котором трудились и которым гордились несколько поколений жителей Камбарки. В 2018 году ситуация сложилась так, что мне довелось его возглавить, хотя к машиностроению я никакого отношения не имел, как и намерений им заняться. А теперь могу сказать, что у нас кое-что стало получаться.

«ДК»: «Кое-что» – это вы поскромничали. Коллектив КМЗ вырос до 223 сотрудников, в 2021 году выручка завода превысила 735 млн рублей, а чистая прибыль – 29 млн. Только налогов вы заплатили почти 50 млн. Нам представляется, что можно говорить о качественно новом этапе в истории предприятия.

В.П.: Давайте не будем торопиться. 4 года – слишком короткий срок для подобных выводов. Хотя, соглашусь, сделано уже немало.

«ДК»: А что именно?

В.П.: Отвечу не по порядку, а по значимости событий. Первое и, может быть, самое главное – удалось восстановить репутацию КМЗ в Камбарке, республике и за ее пределами. Поставщики и заказчики снова начали нам доверять и охотно с нами сотрудничать, поскольку мы постоянно подтверждаем свою финансовую и технологическую состоятельность. Если 4 года назад мы уговаривали специалистов вернуться на завод, то теперь в наш отдел кадров стоит пусть небольшая, но очередь. 90 процентов наших сотрудников – камбаряки с профильным образованием или твердо решившие работать на КМЗ. Остальных возим автобусами из Сарапула и Нефтекамска.

«ДК»: Чем привлекли людей?

В.П.: Переменами к лучшему и перспективами дальнейшего развития. А начали с условий труда. За 4 года поменяли на заводе всю кровлю, коммуникации, утеплили все здания, и теперь даже в морозы люди в цехах работают в летней спецодежде. Везде тепло и сухо, санузлы отремонтированы, сделаны современные душевые. Мы восстановили столовую, на кухне смонтировано новое оборудование, и она стала одним из лучших учреждений общепита в нашей округе. Да, еще не все сделано, но на фоне того, что здесь было, изменения очевидны. Ну, и средняя зарплата выше среднего показателя на уровне региона, которая периодически индексируется, – далеко не последний аргумент в пользу того, чтобы работать на КМЗ.

Позволю себе небольшое отступление. В Камбарке живут уникальные люди. Они поколениями, часто династиями, работали на КМЗ. И когда я стал заниматься заводом, то обнаружил, что для наших специалистов нет нерешаемых проблем.

«ДК»: Это вы про железнодорожную технику?

В.П.: Не только. Но начну с нее. Здесь мы сохранили все свои компетенции: только в 2021 году выпустили 25 единиц железнодорожной техники и исполнили два экспортных контракта: поставили в Казахстан маневровый тепловоз ТГМ40-01, а в Монголию – тепловоз и два вагона для детской железной дороги. Более того, в этой сфере мы нарастили свои компетенции. КМЗ традиционно выпускал мотовозы для обслуживания тоннелей метрополитенов. Но колесная пара для них всегда закупалась, и с ней были проблемы. Три года назад решили изготовить собственную колесную пару с увеличенным модулем зацепления, чтобы нарастить запас прочности. Сами изготовили опытные образцы, прошли испытания, скоро получим сертификат и начнем выпускать мотовозы МС-250 без импортных комплектующих. Думаю, сегодня этот факт будет решающим в ходе любого конкурса. Забегая вперед, скажу, что КМЗ вообще очень мало зависит от импортных поставок, но мы планомерно снижаем эту зависимость и намерены свести ее к нулю.

«ДК»: Но КМЗ осваивается не только в сфере железнодорожного машиностроения.

В.П.: Совершенно верно. Принципиально новым направлением в развитии завода 4 года назад стали разработка и производство нефтегазового оборудования. Начали с емкостей, работающих под давлением или в вакууме: обучили и аттестовали сварщиков, получили всю разрешительную документацию и постепенно разворачиваем производство емкостей объемом до 200 кубических метров, работающих под давлением до 16 МПа. Такие емкости у нас охотно покупают нефтедобывающие и нефтесервисные компании. Та же «Ника-Петротэк» раньше закупала химические реакторы, теплообменники, ректификационные колонны, сепараторы и т.д. на стороне. А теперь их производством занимаемся мы.

Из наших последних достижений назову исполненную по заказу этой компании установку для производства одного из компонентов, необходимого для изготовления противотурбулентной присадки. Сама присадка производится на совместном предприятии ПАО «Транснефть» и ООО «Ника-Петротэк» в Татарстане. Углубляться в эту тему нет смысла. Важно другое: КМЗ на 80 процентов изготовил это оборудование и провел все строительно-монтажные работы (химические реакторы, емкости, работающие под давлением, трубопроводная обвязка, запорная арматура, программы управления и т.д.).

Подчеркну: подобные установки – это уже высокие технологии. Например, под нее мы освоили сварку никелевого сплава. Это умеют делать очень немногие заводы России, которые работают в основном для атомной промышленности. А пока, занявшись разработкой и производством высокотехнологичной продукции, мы создали с чистого листа лабораторию неразрушающего контроля. Сегодня она аттестована в системах железнодорожного транспорта и СНК. Получили лицензию на рентген и приобрели спектрограф для определения марки поставляемой стали. Не всегда можно верить сертификатам, приходящим вместе с партией металла. Не пожалели. Дешевле проверить качество заранее, чем потом переделывать уже готовое изделие.

«ДК»: На этом список новаций на заводе закрывается?

В.П.: Нет. Начатая нами диверсификация производства связана не только с нефтегазовой отраслью, но и с нестандартным оборудованием. По чертежам заказчика (а если есть такая необходимость – сами готовим документацию по ТЗ) мы изготавливаем дробильно-сортировочное оборудование, грануляторы, грохоты, элеваторы, шнеки и многое другое. На диверсификацию очень активно работают два наших конструкторских отдела, один из которых занимается в сфере транспортного машиностроения, а второй – в сфере нефтегазового и нестандартного оборудования.

С диверсификацией связано и наше участие в реализации национального проекта «Производительность труда». Мы вошли в него в марте этого года при поддержке министра промышленности и торговли республики В.А. Лашкарева и его заместителя И.А. Матосовой. Сейчас мы активно обучаемся в рамках этого проекта (спасибо региональному Центру компетенций, который курирует эту работу) и активно внедряем инструменты бережливого производства, и даже уже получаем экономический эффект от нововведений. В качестве пилотного проекта выбрали производство емкостей, а позже начнем тиражировать свой опыт на все остальные производственные процессы. Что радует – у членов рабочей группы глаза горят, большинство коллектива их поддерживает. Вижу, что людям этой «движухи» не хватало, она дает им возможность реализовать свой потенциал.

«ДК»: Слушаем вас и возникает ощущение, что разнообразие направлений и широкий набор продуктов, которые на сегодня уже освоил и продолжает осваивать завод, обеспечивает вашему предприятию гибкость в условиях турбулентного рынка.

В.П.: Правильное ощущение. Мы понимаем, что в современных реалиях завод должен развиваться в разных направлениях, которые диктует нам рынок. Наращивание компетенций в разных сферах позволяет нам быстро переориентироваться на новую для завода продукцию. Например, на данный момент по НИОКР мы изготовили первую криогенную емкость в стационарном исполнении на 8 000 л и в течение 2-3 недель уже получим на нее сертификат. Ковид стимулировал строительство кислородных заводов, изменения на мировом рынке подталкивают тему сжиженного природного газа и т.д. Уверен, спрос на транспортируемые и стационарные криогенные емкости и газификаторы будет только расти, и мы поторапливаемся.

Для себя мы поставили цель – нужно выходить на продукты, пользующиеся неэластичным спросом на рынке, которые дадут нам возможность развиваться и дальше, осваивать новые виды изделий и активно участвовать в процессе импортозамещения. Все необходимое у нас для этого есть. Самое главное, есть желание. И как показывает практика, для наших людей нет не решаемых задач, вопрос лишь только времени.

«ДК»: А о чем вы мечтаете?

В.П.: Моя самая большая мечта – сделать из КМЗ современное высокотехнологичное предприятие, на котором люди работают с удовольствием и гордятся результатами своего труда.

Виктор Чулков