Импортозамещение: госрегулировать нельзя оставить рынку
Курс на импортозамещение в России был объявлен восемь лет назад – в 2014 году, после введения США и еще рядом западных стран пакета так называемых крымских санкций и встречного эмбарго. Попытки Запада влиять на внешнюю и внутреннюю политику России через систему навязывания финансовых, товарных, статусных ограничений на международной арене уже давно стали нормой. В ход идут различные методы – от запрета на ввоз микроэлектроники, телекоммуникационного и вычислительного оборудования до отказа российским олимпийцам выступать под собственным флагом.

За прошедшее с 2014 года время уже можно говорить об определенных положительных сдвигах по импортозамещению, прежде всего, в сфере продовольствия. Согласно данным Росстата, за период с 2014 по 2021 год в масштабах страны удалось достичь роста импортозамещающих производств по основным категориям продуктов питания (молоко, сыры, мясо, фрукты/ягоды, овощи) от 105,7 до 331,7%. При этом доля зарубежных товаров в российском продовольственном ритейле к 2022 году сократилась на треть, но за счет увеличения объемов выпуска отечественными предприятиями серьезного дефицита не ощущается.

Рост был обеспечен за счет различных мер государственной поддержки в рамках нацпроектов, федеральных и региональных программ, а также, если брать категорию овощи, – со строительством новых тепличных комплексов и расширением посевных площадей для овощей открытого грунта (с 86 тыс. га в 2014-м до 92 тыс. га в 2021 году). Позитивную динамику мы видим и на республиканском уровне, в частности, можно отметить активное развитие новых фермерских хозяйств и расширение линеек уже известных брендов.

Однако внешнеполитическая ситуация изменилась, и в 2022 году, когда санкции получили очередное расширение, а ряд западных компаний ушли из России, развитие импортозамещающих производств объективно приобрело приоритетный характер. Сегодня под угрозой оказались такие направления, как авиация, автомобилестроение, наукоемкие производства. А из-за отсутствия или сложности получения ряда категорий товаров, станков, сырья или комплектующих сложности ожидаются и в аграрной сфере, медицине и даже строительстве. Причем в последнем случае половина всех стройматериалов в России зависит от импортного оборудования на 70% и более, об этом говорят результаты совместного исследования Национального объединения производителей строительных материалов (НОПСМ) и аналитического центра промышленности стройматериалов СМПРО.

А самой уязвимой отраслью является фармацевтическая. В секторе лекарственных средств и материалов доля импорта из «недружественных» стран в конечном потреблении составляет 48% – следует из данных Федеральной таможенной службы. По данным ФТС, в 2021 году Россия ввезла фармацевтической продукции из-за рубежа на $13,8 млрд, из которых почти 75% – из стран Евросоюза, США и Великобритании. Официально США и ЕС вывели медикаменты из-под действия санкций, тем не менее их поставки в Россию сократились, что стало результатом косвенного влияния санкций на внешнеторговые расчеты и логистику. Так, поступление фармацевтической продукции из Евросоюза в Россию в апреле снизилось на 25,7% по сравнению с февралем, до €538,6 млн. К этому прибавляется второй негативный фактор – перебои с получением промежуточной продукции, компонентов, необходимых для производства лекарств. Доля их импорта из «недружественных» стран в промежуточном потреблении российской лекарственной отрасли оценивается в 22%.

Если же оценивать ситуацию в целом, то, согласно данным Банка России, за 2021 год, в российском импорте на долю стран, которые ввели против России санкции, уже тогда приходилось больше половины – 51,4% по товарам (150,8 из 293,5 млрд $) и 66,2% по услугам (50 из 75,5 млрд $), а в 2022 году к санкциям присоединились еще ряд западных стран. При этом общее снижение импортных поставок в этом году относительно 2021-го, как напрямую из-за санкций, так и логистических сложностей, рядом экспертов оценивается в 40%.

Одной из контрмер в новых реалиях стал параллельный импорт. Уже в начале мая 2022 года Минпромторг разрешил продавать в России без согласия иностранного правообладателя более 50 групп товаров, включая одежду, промышленное оборудование, телефоны, компьютеры и транспорт. В ряде отраслей министерство допустило к параллельному импорту всю категорию товаров, в других – отдельные бренды, всего в документе их около 200. А среди нашумевших решений можно отметить закон о регистрации прав на иностранные самолеты в лизинге. Но, конечно, это лишь временные меры, в долгосрочной перспективе стабильность экономики могут обеспечить только импортозамещающие производства.

Из первых уст

Возможные пути выхода в условиях санкционного давления сегодня активно обсуждаются и прорабатываются на всех уровнях власти, в научных и бизнес-кругах. И Международный военно-технический салон «Армия-2022» уже по традиции стал одной из наиболее значимых дискуссионных площадок, где обсуждения перетекают в конкретные предложения для правительства.

Одним из достоинств форума является и то, что на площадке конгрессов звучат различные мнения, включая достаточно жесткие критические позиции, открыто обозначаются актуальные проблемы промышленного сектора и бизнеса. Это было заметно и по форумам прошлых лет (редакция журнала «Деловой квадрат» – официального информационного партнера международного салона, участвует в мероприятии и освещает научно-деловую программу «Армии» на страницах издания, начиная с 2016 года). Но в 2022 году дискуссии приобрели более выраженный, острый характер.

Показательным событием в рамках форума стал круглый стол «Диверсификация и импортозамещение: перспективы взаимодействия инновационных МСП с предприятиями ОПК в новых экономических условиях», организованный Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП РФ) и проходивший при участии представителей Государственной Думы и Совета Федераций ФС РФ, региональных органов власти, руководителей производств МСП и ОПК.

Модератором мероприятия выступила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова. Во вступительном слове она подчеркнула, что экономика России сегодня претерпевает кардинальную структурную перестройку за счет резкого изменения логистики, экономических связей и партнерства, при которой ведущая роль отводится развитию импортозамещающих производств.

– Есть серьезное политическое давление. Американские, британские, шведские компании ушли. У тех компаний, кто хотел бы вернуться, возникли серьезные логистические трудности. В более взвешенном режиме работает Германия, своя позиция у Китая. Но даже с китайскими компаниями далеко не все так однозначно. Тем временем по параллельному импорту цифры достигли 6,5 млрд $,– отметила Елена Дыбова.

Среди актуальных проблем, обозначенных Еленой Дыбовой в ходе круглого стола, сложность получения патентов и сертификатов на продукцию, в том числе в ветеринарной сфере, где ожидание решения иногда растягивается на 2-3 года. Притом что в соседнем Китае вся процедура занимает 1-2 месяца.

Модератор также проанализировала динамику ВВП. По ее словам, если в начале года прогнозы были крайне неблагоприятные, то на сегодня падение безусловно есть, но оно не столь катастрофическое, как предполагали зарубежные и ряд отечественных аналитиков. В подтверждение этому можно привести недавнее выступление пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова, где он оценил снижение ВВП к концу года на 2%.

Руководитель Центра диверсификации ФГУП «ВНИИ Центр» Денис Журенков обрисовал ситуацию, в которой сейчас находится ОПК. Анализ показывает, что сегмент оборонных предприятий очень неоднороден. Около 40% организаций не стремятся развивать производство гражданской продукции (ее доля колеблется от 0,5 до 5%), они и дальше продолжат вести себя консервативно, сосредотачиваясь на реализации государственного оборонного заказа. При этом порядка 33% предприятий ОПК как раз за последнее время серьезно увеличили выпуск гражданской продукции. Ключевые направления – радиоэлектроника, медицинская техника и производство оборудования для топливно-энергетического комплекса.

- Именно на этих направлениях мы видим наибольший потенциал взаимодействия высокотехнологичного малого и среднего бизнеса с предприятиями оборонного комплекса, – отметил Денис Журенков.

На круглом столе выступили предприниматели, которые поделились своим опытом взаимодействия с крупными предприятиями, в том числе оборонными.

Так, руководитель компании НПП «Порошковые технологии» Александр Изюков рассказал об успешном сотрудничестве с компанией «Северсталь» (по закупке у нее сырья для своего производства); с заводом «КамАЗ» – по поставке деталей для автомобильных узлов и другими компаниями. Гибкость, оперативность, целеустремленность и предложение продукции высокого качества – это сильные стороны предприятий МСП, считает Александр Изюков.

В то же время спикер привел негативные примеры из личного опыта, когда заказчик в лице предприятия ОПК отказывался от возможности выполнения работ за меньшую стоимость в целях сохранения объемов финансирования. Кроме того, по мнению предпринимателя, существуют реальные угрозы реализации программы импортозамещения в стране. Например, отечественный рынок быстро заполняет продукция из Китая и Турции, с которой трудно конкурировать. Эти страны проводят агрессивную политику с серьезной государственной поддержкой.

– С китайскими партнерами работать очень проблематично, они друзья и товарищи, пока им это экономически выгодно. В ином случае они хлопнут дверью, как и все остальные. Тем, кто нацелен на сотрудничество в этом направлении, рекомендую изучить постановления ЦК КПК, касаемо экспортных поставок, они очень исполнительны в этом плане. Но надеяться на Китай ни в коем случае нельзя, надо развивать производства внутри страны! – подчеркнул Александр Изюков.

Проблему массированных поставок продукции из Китая отметила и директор Завода по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» Светлана Козлова. При этом спикер отметила такие проблемы, как незаинтересованность китайской стороны в поставке качественной продукции, частое отсутствие сопутствующей документации, что важно для конструкционных пластиков и полимерных изделий.

– Поставок много, но проблема в том, что китайские компании не заинтересованы в производстве качественной продукции. Выход из ситуации – создание полного цикла производства внутри страны с выстраиванием надежных кооперационных цепочек, – считает Светлана Козлова. В качестве выхода из ситуации спикер обозначила выстраивание кооперационных цепочек между отечественными предприятиями.

В качестве примера она привела взаимодействие предприятий Полимерного кластера Санкт-Петербурга. При этом важным остается обеспечение конкурентоспособной конечной цены изделия.

Среди обозначенных Светланой Козловой проблем и серьезный кадровый дефицит, в том числе по таким профессиям, как технолог. Светлана Козлова здесь также обозначила и возможное решение – открытие обучающих циклов на базе предприятий в связке с вузами и техникумами.

– Молодой специалист на конкретном оборудовании осваивает конкретные компетенции, с тем чтобы впоследствии остаться работать на этом же предприятии. Кадры – это основа всего, в том числе и ценообразования, и профессионализма, сроков выполнения заказов, – пояснила спикер.

Среди спикеров был и представитель бизнеса из Ижевска, коммерческий директор производства промышленного отопительного оборудования ООО «Альтернативная энергия» Андрей Васильев.

Он, как и модератор круглого стола, подробнее остановился на проблеме сертификации продукции и прохождении опытных испытаний. С его позиции главная сложность заключается в стоимости предусмотренных законом процедур, притом что гарантий, что предварительные договоренности о поставках с заказчиками из ОПК или нефтяной отрасли точно останутся в силе – нет.

Притом что незначительные изменения в изделии требуют повторного получения сертификатов и заключений. Аналогично не учитывается опыт взаимодействия с другими компаниями отрасли.

В свою очередь, президент компании «ЛЕОВИТ нутрио» Татьяна Пилат поделилась своим взглядом на существующие проблемы.

Во-первых, ее компанию волнует отсутствие на рынке качественного отечественного сырья. В России на сегодня не производится витамин С, лимонная кислота, пектин, ароматизаторы, красители, загустители, «Е-шки» и многое другое. Качество сырья по определенным направлениям, например, сушеному мясу, значительно уступает китайским аналогам. По ряду продуктовых направлений выявился серьезный дефицит, что уже привело к значительному удорожанию.

Во-вторых, предпринимателей беспокоит, что они вложат значительные инвестиции в создание собственных производств, а потом продукция не будет востребована из-за того, что на российский рынок вернутся зарубежные компании. Следующие «страхи» – преференции со стороны государства быстро закончатся, и компании останутся наедине со своими финансовыми проблемами. Притом, учитывая, что многие линейки продуктов разрабатываются для внутреннего рынка, они априори будут дороже. И наконец, беспокоит фактор внутренней конкуренции – до сих пор не известно, какие компании с какими проектами импортозамещения действуют на рынке, информации об этом остро не хватает.

– Мы будем сидеть без вкусных продуктов, без лекарств, потому что у нас не организованы производства качественного сырья. Нет пектина, инулина, ароматизаторов, красителей. Правительство должно озаботиться тем, что стране нужны химические, микробиологические предприятия, оборудование и технологии, – подчеркнула Татьяна Пилат.

Возможным выходом из ситуации, по мнению спикера, могло бы стать государственное регулирование с ограниченным индивидуальным госзаказом и системой постоянной поддержки выпуска коммерчески не выгодной, но важной в производственных цепочках продукции, что в том числе позволит исключить дублирование выпуска категорий товаров ограниченного спроса.

Однако представитель Совета Федерации, первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Сергей Мартынов в ответном слове раскритиковал данное предложение.

Он отметил, что такое решение, во-первых, приведет к монополизации рынка, во-вторых, не решает стратегического вопроса – поскольку ставка только на одну компанию ведет к риску повторного выпадения производимой категории товара.

Заместитель председателя ПСБ Антон Дроздов в своем выступлении остановился на характере задач, которые решают предприятия ОПК и субъекты МСП, что создает условия для их взаимовыгодного сотрудничества.

– Мы можем отметить и барьеры, препятствующие развитию такого партнерства. Среди них – разная скорость принятия управленческих решений, различия в режимах налогообложения и ценообразования, а также в уровне доступа к технологиям. В этой связи предлагается перенастроить существующие меры государственной поддержки бизнеса, предоставить МСП доступ к актуальной информации о потребности в импортозамещающей продукции, стимулировать развитие кадрового потенциала, – отметил представитель банка.

Антон Дроздов также отметил, что в целях повышения уровня взаимодействия предприятий ОПК и субъектов МСП необходимо проведение совместных мероприятий, стимулирование реализации совместных проектов и организация единой площадки для обсуждения возникающих проблем. Такую работу сегодня ведут Торгово-промышленная палата и Минпромторг РФ, но речь идет о качественном повышении доступности проектов для большого числа субъектов бизнеса.

Одним из поступивших в рамках круглого стола предложений также была ставка на развитие промышленных кластеров. Здесь Елена Дыбова отметила, что кластер, в первую очередь, должен выполнять функции обучения предпринимателей и развития бизнеса, в ином случае дополнительные налоговые и иные преференции для таких проектов экономически нецелесообразны.

Выводы круглого стола: плотное взаимодействие предприятия ОПК и МСБ необходимо и продолжит развиваться. Однако оборонные компании сейчас самостоятельно формируют «повестку дня», включая как ценовую политику, так и требования, подбирая партнеров для реализации проектов по выпуску гражданской продукции.

В этой ситуации гибкость и оперативность высокотехнологичного малого бизнеса, с одной стороны, позволит все же найти себе партнеров в сфере ОПК, а с другой – не заставит зацикливаться на одном направлении, оставляя пространство для развития своего бизнеса.

Импортозамещение необходимо регулировать на государственном уровне, но к вопросу следует подходить осмотрительно, избегая монополизации сегментов рынка.

Дмитрий Горбунов