• 28 января 2026 10:30
  • 29
  • Время прочтения: 25 мин

ТРЕНДЫ РОССИИ и Удмуртии в феврале 2026 года

ТРЕНДЫ РОССИИ и Удмуртии в феврале 2026 года
Начало года всегда связано с ожиданием больших перемен. Что ждет всех нас в наступившем 2026 году, каковы главные политические тренды начала 2026 года?

Глобальное ожидание

В начале 2026 года не только Россия, но и большая часть мира замерли в ожидании глобальных решений, от которых без преувеличения зависит будущее жителей нескольких континентов.
Каков будет завтрашний миропорядок, решается, по всей видимости, именно сейчас. И не столько публично — в Москве, Пекине, Вашингтоне, Анкорридже или Давосе, сколько без какой-либо огласки, в тиши высоких кабинетов и напряжении закрытых для посторонних ушей телефонных переговоров первых лиц.
Тех, кто определяет сегодня контуры будущего миропорядка, не так много, но от них зависят судьбы миллиардов. Они стали свидетелями (а некоторые — прямыми участниками) разрушения Ялтинско-Потсдамской мировой системы, главным инструментом которой была и остается ООН. Эта организация еще работает, но уже не в качестве гаранта мира и судьи. Как результат, глобальная политическая игра идет без правил, точнее, правило есть только одно: кто сильнее, тот и прав.
Кто прав, выясняется в борьбе взаимных санкций, захвате руководителей других государств, на полях сражений, которых с каждым годом по миру разгорается все больше. И если едва ли не привычной становится немыслимая еще 5–10 лет назад риторика о ядерной войне, то каким будет следующий шаг эскалации — началом гонки ядерных вооружений или, не дай бог, ядерным ударом?
Миллиарды людей на нескольких континентах ждут, что те, кто определяет сегодня контуры будущего миропорядка, договорятся между собой уже в этом году. Участники процесса публично намекают на то, что это вполне возможно — достичь компромисса и заключить не перемирие, а мир, на условиях, устраивающих и победителя, и побежденного, и союзников тех и других. Разумеется, угодить всем не получится, останутся недовольные, и вопрос в том, сможет ли новая система, которая придет на смену Ялтинско-Потсдамской, сдерживать реваншистские настроения побежденных.

Никто, даже непосредственные участники большой геополитической игры, не знают сегодня, чем и когда закончится очередная партия, какие будут стартовые расклады на руках перед новой, и даже кто из игроков останется за столом, а кто нет, они тоже не знают. А от них ждут решений, и чем быстрее они их примут, тем будет лучше для всех.

Парфюм войны

Если не весь мир, то значительная его часть снова вошла в эпоху милитаризации. Бряцать оружием направо и налево, а порой и применять его, устанавливая подпираемые стволами демократические режимы, было прибыльно и 5, и 10, и 15 лет назад, но теперь стало особенно выгодно. И крайне необходимо для того, чтобы объяснять не особенно довольным жизнью избирателям, которых все еще приходится слушать, как и почему они живут с каждым днем все хуже.
Намеренно распыляемый в воздухе парфюм будущей войны потребителям пока еще приятен и у некоторых будоражит кровь. Понимают ли люди, живущие на западе от нас, что со временем этот парфюм сильно меняется и приобретает специфический трупный запах? Или память о войнах, закончившихся меньше сотни лет назад, там уже стерта?
Милитаризация хорошо заметна и в России, но этому есть свое объяснение. Специальная военная операция не причина, а ответ страны на происходящее за ее пределами, но непосредственно у границ. Ответ превентивный, а потому порицаемый лицами, выдающими себя за международную общественность, но кого волнуют эти порицания, когда речь идет о безопасности государства и людей, считающих себя, несмотря на разделяющие их границы, одним народом?

Академик Владимир Вернадский утверждал, чтовойна — двигатель прогресса. И хорошая проверка на прочность военно-промышленного комплекса страны. Российский ВПК не просто прошел эту проверку, а сделал огромный шаг вперед: сегодня российская армия имеет самое современное вооружение, и этого вооружения в достатке. Многие страны сегодня могут сказать о собственной армии и ее вооружении то же самое?

Любой стране нужно уметь себя защищать, с этим вряд ли кто-то будет спорить. Призрачные фантазии о миропорядке, в котором не будет места войнам, дав- но забыты, суровая реальность диктует свои условия: нужно быть готовыми и уметь защищаться. Это дорого, плохо сказывается на уровне жизни большинства, но необходимо. По-другому нельзя, съедят.

1/3
2/3
3/3

Добровольчество в моде

Само слово «волонтерство» все еще непривычно и многим режет слух. Им было бы удобнее слышать «добровольчество», хотя суть явления, ставшего, к счастью, в России привычным, не меняется: за годы специальной военной операции жители страны действительно сплотились и еще раз доказывают, что могут бескорыстно помогать — фронту, ветеранам, семьям бойцов и офицеров, друг другу. Из тыла на фронт идут сотни тысяч посылок с самым необходимым, едут тысячи грузовиков с гуманитарной помощью, сотни людей плетут в свободное время маскировочные сети, комплектуют перевязочные материалы — делают все для того, чтобы Победа была как можно ближе.
И людей, желающих и способных приходить на помощь тем, кому она требуется, с каждым днем становится больше. Добровольчество стало в России модным в самом лучшем смысле этого слова: опыт десятков и сотен волонтеров вдохновляет тысячи и миллионы способных сострадать и отдавать часть себя другим, нуждающимся в помощи и поддержке.
В этом еще одно наше несомненное преимущество, принцип «человек человеку — волк» в России никогда не станет основополагающим. И нам не должно быть важно, как с этим обстоят дела где-то еще, вырвут там из рук голодающего последний кусок или накормят, нам важно, что мы такие, какие есть, — умеющие объединиться, чтобы помогать друг другу.

1/2
2/2

Экономная экономика

«Экономика должна быть экономной — таково требование [времени]», — эту впоследствии укороченную до лозунга фразу произнес в отчетном докладе на XXI съезде КПСС 23 февраля 1981 года товарищ Леонид Ильич Брежнев. Академик Милославский называл ее «неуклюжей по форме, но содержательно правильной и полезной», а непосредственный автор доклада генсека Александр Бовин утверждал, что все тогда написал правильно: экономика СССР была слишком расточительной, не умеющей грамотно использовать материальные ценности и людские ресурсы.
Сумела ли экономика СССР стать экономной? Судя по тому, что спустя меньше, чем десять лет, страны не стало, не сумела. Несмотря на то, что в 1981-м третий год воевала в Афганистане, и ее руководство понимало все риски для экономики страны.
Понимало их и российское руководство, когда принимало решение о начале СВО, не могло не понимать. И потому с помощью ряда жестких мер вынудило ее, во-первых, быстро перестроиться на военные рельсы, а во-вторых, следовать завету Л. И. Брежнева жить экономно, по средствам и возможностям, которых из-за санкций стало заметно меньше.
Ставшая недоступной ипотека, ставки утильсбора и стоимость отечественных авто, рост НДС и цен буквально на все: от бензина до продуктов питания. Большинство населения все это радовать не может, но в то же время большинство понимает: это необходимость, могло быть и хуже, проходили.
Тем мы и отличаемся от живущих западнее нас людей: история научила нас «потуже затягивать пояса», их же избаловала десятилетиями нежданного процветания. В этом наше преимущество, которое очень не хотелось бы использовать, но, видимо, придется, иначе пока не научились.

1/3
2/3
3/3

Регулируйте больше!

Когда-то, в конце 1980-х — начале 1990-х, нам твердили, что как только мы уйдем от госрегулирования в экономике, жизнь сразу же наладится, каждый будет сыт, здоров и нос в табаке.
Искоренением госрегулирования в экономике занимались большие и на вид бескорыстные энтузиасты, ныне страну в большинстве своем покинувшие. И в итоге доискоренялись до того, что государство потеряло (и с трудом впоследствии себе вернуло) контроль над рядом стратегических отраслей, а военно-промышленный комплекс страны едва подавал признаки жизни.
Сегодня государственное регулирование возвращается: и туда, куда не хотелось бы, и туда, куда нужно. Регионы требуют от федерального центра: принимайте решительные меры, иначе мы потеряем отрасли.
В конце января Президиум Госсовета Удмуртии обратился к главе Минсельхоза России Оксане Лут по поводу ситуации, сложившейся в молочной отрасли.
Сегодня в Удмуртии наблюдается снижение закупочных цен на сырое молоко, это связано с избытком готовой молочной продукции и снижением покупательского спроса.
«Из-за низкого курса доллара невыгодно продавать молочную продукцию в другие страны. Цена получается ниже себестоимости», — заявил спикер Госсовета республики Владимир Невоструев.
Казалось бы, вслед за закупочными должны снизиться и потребительские цены.
«Но снижение закупочной цены условно на 2–3 рубля не приводит к снижению стоимости готовой молочной продукции в магазине на те же 2–3 рубля. В итоге перерабатывающие предприятия, снижая закупочную цену, получают дополнительную прибыль за счет сельскохозяйственных товаропроизводителей», — считает председатель комиссии по АПК Госсовета Георгий Крылов.
По мнению депутатов, снижение закупочных цен на сырое молоко грозит серьезными рисками: уменьшением выручки сельхозпредприятий и снижением налоговых поступлений в региональный бюджет, для некоторых предприятий создаются риски банкротства.
Если ситуация с закупочными ценами на молоко сохранится, то из-за снижения доходов сельхозпроизводителей зарплаты у их работников будут уменьшаться, люди будут уезжать из сел в поисках другой работы.
Для стабилизации цен депутаты предложили Минсельхозу создать интервенционный фонд молочной продукции, усилить контроль за фальсификатом, запустить федеральную программу обеспечения молоком школ и детсадов, а также субсидировать производителей и продлить инвестиционные кредиты. Что это, если не предложение государству вмешаться и начать регулирование цен: не прямое, которое ничего хорошего не обещает, а опосредованное?
И требование, если разобраться, правильное. Производство молока — стратегическая отрасль экономики, от ситуации в ней напрямую зависит жизнь и здоровье людей, и государство обязано держать ее под контролем, и чем жестче он будет, тем лучше.

И снова выборы

Главным запланированным политическим событием 2026 года в России являются выборы в Государственную Думу РФ. Они пройдут осенью в единый день голосования — 20 сентября. Как и прежде, в нижнюю палату российского парламента будут избираться 450 депутатов: 225 по партийным спискам и 225 по одномандатным округам.
На предстоящих выборах в Госдуму будет применяться электронное голосование, и они наверняка станут самыми высокотехнологичными за всю историю голосований в России.
В том, что победу на них одержит партия «Единая Россия», никто не сомневается, все дискуссии идут лишь вокруг процентов и персон, которые станут депутатами от «партии власти».
Если «золото» предстоящих выборов у «Единой России» фактически в кармане, то за «серебро» предстоит нешуточная борьба между КПРФ и ЛДПР. Всерьез рассчитывают на попадание в Госдуму Партия пенсионеров и «Новые люди».

Ожидается, что к урнам 20 сентября 2026 года придут около 10 млн россиян, в том числе жителей новых российских регионов. Депутаты от этих регионов также будут избраны в Госдуму: трое от ДНР, двое от ЛНР и по одному от Херсонской и Запорожской областей.
В Удмуртии с кандидатами в депутаты Госдумы РФ пока не определились, продолжаются консультации с партией «Единая Россия» и Администрацией Президента РФ, заявил глава региона Александр Бречалов.
По его словам, задача депутатов нижней палаты парламента от Удмуртии — «выбивать финансирование по всем программам региона».
«Кроме того, у нас с 2017 года есть требование, что каждый депутат — Городской думы, Госсовета Удмуртии и тем более Госдумы — должен быть абсолютно публичен и открыт. То есть все, что он наобещал во время предвыборной кампании, — на дашборд, чтобы каждый житель видел, выполнил он обещания или нет», — заявил Александр Бречалов.
Сегодня избирателей Удмуртии в Государственной Думе представляют пять депутатов, избранных по спискам или округам: Андрей Исаев, Олег Гарин, Лариса Буранова («Единая Россия»), Мария Дробот (КПРФ, представляет Удмуртию и Пермский край), Иван Сухарев (ЛДПР, представляет Удмуртию, Татарстан и Башкортостан).

Кроме того, в Удмуртии действует специальная кредитная программа для предпринимателей — ветеранов боевых действий. Республика одной из первых начала реализовывать программу для бойцов и членов их семей, желающих начать свой бизнес, и обучение по ней прошли на начало 2026 года 30 человек. В следующем году для ветеранов СВО, желающих открыть сельхозбизнес, в Удмуртии будут запущены гранты «Агромотиватор».
Также власти региона помогают ветеранам СВО с трудоустройством. В настоящее время заключено 58 соглашений с работодателями, 90 семей участников СВО получили социальные контракты.

Новая элита

Новой элитой и основой будущей России назвал президент страны Владимир Путин героев и участников специальной военной операции, обозначив один из главных внутрироссийских трендов 2026 года. Государственное значение этому процессу было придано еще в 2024 году со стартом первого кадрового конкурса для участников СВО.
«У нас уже действует специальная программа подготовки «Время героев». Сейчас среди участников ее первого потока больше 60 кавалеров ордена Мужества, а 21 носят звания Героя России. Обязательно будем и впредь опираться на таких людей. Именно они — настоящая, не поддельная, а подлинная элита и гордость страны», — заявил глава государства.
Двое участников этой программы по итогам региональных выборов сентября 2025 года возглавили Тамбовскую область и Еврейскую автономную область. Всего же в региональных и муниципальных выборных кампаниях по всей стране в сентябре прошлого года участвовали 1,4 тыс. ветеранов СВО, 870 из них стали депутатами муниципального и регионального уровня.
В Удмуртии федеральный тренд поддержали одними из первых, запустив кадровый проект для участников спецоперации совместно с Президентской академией, — создана и работает программа для ветеранов специальной военной операции «СВОй резерв18», направленная на подготовку руководителей и специалистов из числа ветеранов для трудоустройства в органы власти, муниципалитеты, предприятия и организации республики. Четверо участников программы уже работают в составах городских дум и органах исполнительной власти.
Глава региона Александр Бречалов был наставником двух участников второго модуля программы «СВОй резерв18» — офицеров Олега Матвеева и Михаила Черничкина. Первый в 2025 году был избран заместителем председателя Гордумы Ижевска, а второй назначен на должность заместителя министра молодежной политики, курирующего патриотическое воспитание и профилактическую работу с молодежью.
Обучение по новому модулю программы начнется в Удмуртии в феврале 2026 года, сообщил глава республики Александр Бречалов.
«В феврале стартует модуль, посвященный региональному и муниципальному управлению. В июне участники программы представят свои проекты», — сказал Бречалов, выступая с ежегодным докладом о положении дел в республике.

Кроме того, в Удмуртии действует специальная кредитная программа для предпринимателей — ветеранов боевых действий. Республика одной из первых

начала реализовывать программу для бойцов и членов их семей, желающих начать свой бизнес, и обучение по ней прошли на начало 2026 года 30 человек.

В следующем году для ветеранов СВО, желающих открыть сельхозбизнес, в Удмуртии будут запущены гранты «Агромотиватор».

Также власти региона помогают ветеранам СВО с трудоустройством. В настоящее время заключено 58 соглашений с работодателями, 90 семей участников СВО получили социальные контракты.

1/2
2/2