• 27 мая 2021 11:55
  • 314
  • Время прочтения: 5 мин

Константин Николаев: Пандемия – это новый вызов, новая стратегия, новые бизнес-процессы

Константин Николаев: Пандемия – это новый вызов, новая стратегия, новые бизнес-процессы
В пандемийном 2020 году трудно было всем. Но самыми серьезными и «долгоиграющими» потерями ковид-19 угрожал предприятиям, на которых сроки исполнения заказов исчисляются месяцами, а их срыв имеет очень далеко идущие последствия. Именно на таких предприятиях забота о здоровье персонала стала решающим условием минимизации производственных и, соответственно, экономических потерь. Как справедливо заметил директор ООО «Прибор-Сервис» Константин Николаев, «2020 год наглядно продемонстрировал, что здоровый сотрудник, здоровый коллектив – это основная гарантия устойчивости предприятия».

«ДК»: Константин Александрович, по вашим высказываниям заметно, что вы отнеслись к пандемии философски.

К.Н.: Я бы сказал – рационально. Конечно, пандемия не входила в наши планы, никто к ней не был готов. Но в ситуации, когда предприятие в разгар производственного процесса на две недели закрывается на карантин, когда приходится в ускоренном режиме переводить часть сотрудников на удаленную работу, эмоции – плохой помощник. Было четкое понимание, что сейчас наша первоочередная задача – принять все возможные меры к тому, чтобы заболевших было как можно меньше, чтобы наши цеха и помещения не стали источником распространения вируса.

«ДК»: Когда вы говорите о мерах защиты персонала, вы имеете в виду обе площадки вашего предприятия – и Глазовскую, и Владимирскую?

К.Н.: Разумеется. Другое дело, что на них распространялись антиковидные меры, которые принимали заводы, на чьих территориях размещены площадки. Глазовская размещена на территории АО ЧМЗ, и здесь уровень контроля состояния здоровья сотрудников и его качество были повыше. Владимирская размещена на территории АО ВПО «Точмаш», где было больше послаблений, а коллектив в целом старше, чем на Глазовской, там больше работников в возрасте 60+. Тем не менее сегодня я могу ответственно сказать, что, неукоснительно следуя документам и рекомендациям ТК «ТВЭЛ» и ГК «Росатом», мы сделали для сохранения здоровья своих сотрудников все, что от нас зависело.

«ДК»: Выход на привычный режим работы был трудным?

К.Н.: Пожалуй, нет. Здесь тоже были отраслевые рекомендации. Опираясь на них и свое понимание ситуации, мы начали постепенно, в соответствии с логикой производства, возвращать в группы рабочих определенных профессий и специалистов. Естественно, выполняя все антиковидные мероприятия. А по мере того, как люди привыкали следить за собой и беречь себя, стали возвращать на рабочие места и персонал, занятый удаленно.

«ДК»: Антиковидные меры требовали дополнительных финансовых расходов. Эти расходы не повлияли на содержание соцпакета сотрудников ООО «Прибор-Сервис»?

К.Н.: Сразу скажу, наши меры и меры материнской компании, в том числе и ПЦР-анализы, для сотрудников были бесплатными. Более того, социальная политика в отношении сотрудников в прошлом году не поменялась. Разве что мало кто ездил отдыхать – большинство санаторно-курортных комплексов не работали. Но туда, куда можно, наши сотрудники выезжали.

«ДК»: Можете ли вы назвать потери, которые понесло предприятие из-за пандемии?

К.Н.: Самая главная потеря – ковид унес жизни нескольких наших сотрудников. Как говорят врачи, случился симбиоз вируса с хроническими болезнями. Очень жаль. А если говорить об экономических потерях, то в 2020 году мы недобрали 100 млн рублей выручки на «длинных» заказах, требовавших для исполнения большого количества времени. Это был и хороший урок, из которого мы сделали все необходимые выводы. В частности, о том, что надо переформатировать производственные процессы, сделать их более эффективными и, возможно, переключиться на поиск заказов с коротким циклом производства либо небольших проектов, которые не требуют больших ресурсов.

«ДК»: Тем не менее вы успешно поучаствовали в реализации большого проекта, о котором подробно писала газета «Страна РОСАТОМ».

К.Н.: Да. Для нас это в какой-то мере знаковый проект. Дело в том, что на Челябинском ЗУКМ (завод углеродных и композитных материалов) решили создать новую линию по производству высокомодульного углеродного волокна, и мы поучаствовали в конкурсных процедурах. Вместе с нами в них участвовали и поставщики из Германии и Италии. Тягаться с ними было сложно, так как у них уже есть опыт изготовления оборудования, аналогичного тому, что хотел получить ЗУКМ. Тем не менее заказчик (в данном случае это АО «НПК «Химпроминжиниринг», в состав которого входит ЗУКМ) принял решение в нашу пользу, и началось наше сотрудничество по разработке технической документации. Тут сложность в том, что заказчик видит цель, но ему не обязательно знать все детали. Поэтому все решения, которые находили наши конструкторы во Владимире, согласовывались с заказчиком, на основе замечаний находились какие-то новые решения, которые позволили улучшить конструктив, сделать его более надежным. Хотя мы ни у кого не подглядывали и не списывали. Мы полностью опирались на потенциал конструкторов Владимирской площадки.

Наши неоднократные встречи привели к тому, что обе стороны пришли к консенсусу. Конструкторская документация была утверждена и вошла в производственный процесс. Да, с нашей стороны были небольшие задержки по предоставлению и документации, и единиц оборудования, потому что на момент их сдачи у заказчика появлялись новые замечания, которые изначально не были отражены в документах – они возникали в процессе разработки и изготовления. Но в конечном итоге заказ был выполнен, и мы поставили на ЗУКМ оборудование для новой линии.

«ДК»: Оборудование было полностью спроектировано и произведено на Владимирской площадке?

К.Н.: Да, и это не должно никого смущать. Обе площадки вполне сопоставимы по компетенциям, конструкторскому, инженерному и техническому потенциалу. Кроме того, мы давно отработали механизм дистанционного взаимодействия с Владимирской площадкой и не ощущаем расстояния, которое нас разделяет. Что касается конкретного проекта, то выбор Владимирской площадки был продиктован исключительно логистическими и экономическими соображениями.

«ДК»: Вернемся к вашим планам поиска «коротких» заказов. Получается?

К.Н.: Пока не очень. Как ни парадоксально, при формировании портфеля заказов на 2021 год получилось обратное: нам поступило очень большое количество заказов именно с длительным циклом изготовления, когда на разработку документации, изготовление, пусконаладку и отгрузку требуется от 6 месяцев до года. При этом суммы там хорошие. Видимо, заказчики открыли ранее свернутые программы. Тем не менее мы продолжаем поиск «коротких» заказов и планируем в 2021 году довыручить 120 млн рублей.

«ДК»: А работу по созданию эффективного и бережливого производства, наверно, пока свернули?

К.Н.: Вы плохо о нас думаете. Мы ее продолжаем, несмотря ни на что, и исходим из очевидного, но не всеми и не всегда принимаемого: если у человека на рабочем месте порядок, то и в голове порядок. Поэтому изменения, которые мы проводим, касаются создания для рабочих комфортных условий. Так, в частности, мы перешли на светодиодные светильники, сэкономили на э/э и получили освещенность более высокого качества. И люди это оценили. Именно в «ковидном» году в другой корпус переехал участок, который мы переформатировали в участок по обработке металла давлением. Там тоже применили новые варианты освещенности, поставили стеклопакеты, добавив естественный свет. Окраска, разметка, обновление оборудования – все сказывается положительно. Особенно рациональное расположение стеллажей для техоснастки и готовых изделий. Все это мы делаем, исходя из пожеланий самих работников и норм эргономики. Работая, человек не должен испытывать неудобств и раздражения от отвлекающих факторов. Снижается риск брака, нерационального расходования рабочего времени и т.д.

«ДК»: Предприятия, подобные вашему, опираются, помимо прочего, на высококвалифицированные рабочие кадры. А им, в свою очередь, нужны стимулы.

К.Н.: Понимая это, руководство ТК «ТВЭЛ» и ГК «Росатом» регулярно проводят конкурсы мастерства. В нашем случае – ТВЭЛ-скиллс. И в прошлом году в этом конкурсе участвовали двое работников предприятия по профессии «слесарь по КИПиА». Профессия редкая, и на весь дивизион пришлось лишь 11 участников конкурса. Он шел в дистанционном формате с выполнением теоретической и практической частей. В теоретической части участники за заданное время должны были ответить на несколько вопросов. А в практической – провести пайку при изготовлении усилителя. Но так, чтобы устройство в итоге заработало. Готовое устройство упаковывалось и отправлялось в адрес комиссии. Комиссия решила, что наш слесарь КИПиА Михаил Абашев занял в конкурсе 3-е место, а Николай Щаднев – 4-е. 24 мая Михаил летит в Сочи, чтобы принять участие в финале конкурса в номинации «Человек года Росатома 2020» по своей профессии.

«ДК»: Это сильный стимул. А молодежь идет учиться на такие профессии?

К.Н.: Популяризация, информационное обеспечение подобных конкурсов – это хорошо и правильно. Но мы, думаю, где-то упустили молодое поколение, не привили ему интерес к рабочим профессиям, не убедили в их уникальности. Наш Глазовский политехнический колледж раньше выпускал группы по 30 слесарей по КИПиА. Но в последнее время дети не идут туда учиться. Возможно, им тяжело даются технические науки. А возможно, произошла переориентация из-за того, что человечество стремительно осваивает и строит цифровой мир. Все хотят быть IT-шниками и не хотят работать руками. Тут, думаю, нужна государственная программа подготовки рабочих кадров. Без них нечего даже надеяться на успешное развитие промышленного сектора экономики.

Виктор Чулков