Сервис ПИРС: от идеи до воплощения два клика
Макс-2021
Основатель и создатель сервиса ПИРС, ижевский предприниматель Александр Репин ответил на главные вопросы о платформе, уже сегодня объединяющей сотни проектировщиков, ГИПов, поставщиков и заказчиков строительных объектов со всей России.

Отрасль строительства одна из наиболее консервативных, а потому любые изменения, включая тренды цифровизации, глобализации и свободной конкуренции, проникают сюда крайне медленно. Так, в России до недавнего времени не существовало единой платформы, где были бы представлены все звенья цепи от заказчика до конечного исполнителя. И первый подобный сервис стартовал именно у нас, в Ижевске, – pirs.online.

В 2019 году проект ПИРС стал победителем грантового конкурса «Развитие – Цифровые технологии», а в декабре прошлого года – и Всероссийского хакатона «Цифровой прорыв». Сегодня он объединяет более 2800 проектировщиков, заказчиков, ГИПов и поставщиков со всей страны. О том, почему строительную отрасль следует цифровизировать, об истории, достижениях и преимуществах сервиса мы поговорили с основателем ПИРСа Александром Репиным.

– Александр Анатольевич, вы являетесь не только создателем ПИРСа, но и владельцем собственного проектного бюро широкого профиля. Компания ООО «Технологии» на рынке более 12 лет; по вашим проектам возведены более 1000 объектов в 30 регионах РФ, а в числе клиентов можно назвать госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», «Ростех» и крупные промышленные предприятия. Это определенно успех, зачем же потребовалось разработка цифровой платформы?

– Начиная с 2018-2019 года, мы стали задумываться, как масштабировать бизнес, как перейти в какой-то иной формат. Линейное развитие казалось уже недостаточным. Помимо этого, учитывая специфику нашей деятельности, в каждый момент времени невозможно было в равной степени учесть загрузку всех специалистов компании. Нужна была внутренняя система перераспределения, чтобы не было жестких требований, а каждый сотрудник находился в предпринимательской позиции и брал в разработку столько, сколько может, и соответственно зарабатывал столько, сколько хочет. И удобнее всего эти задачи было решить с помощью IT.

– С проектом ПИРС вы участвовали в грантовом конкурсе «Развитие – Цифровые технологии» и одержали победу. Расскажите об этом. Можно ли сказать, что именно грант стал поворотным моментом для преобразования внутреннего сервиса в глобальный?

– Для нас 2019 год был также связан с участием в бизнес-акселераторе, первом потоке, уже с нашим проектом. Идея создать ПИРС сразу как глобальную платформу сформировалась и была запущена в разработку незадолго до этого. Естественно, для быстрой реализации проекта нужны были значительные средства, и в финале бизнес-акселератора Фонд содействия инновациям предложил нам поучаствовать в гранте по цифровизации бизнеса.

Проект, конечно, в любом случае был бы реализован своими силами, но потребовалось бы больше времени. Поэтому мы благодарны Министерству строительства, Министерству информатизации и связи, главе республики Александру Бречалову, которые высоко оценили наш проект и дали свои заключения, необходимые для гранта. И конечно – Корпорации развития за консультационную помощь и саму возможность участия в грантовом конкурсе.

Грант в 20 миллионов рублей на два года был дан на разработку и запуск платформы, что уже сделано. Но мы продолжаем работать над развитием сервиса, привлечением новых участников, поскольку, в первую очередь, сами заинтересованы в развитии проекта. До конца 2021 года в ПИРС будет вложено еще около 20 миллионов уже из собственных средств.

– В чем уникальность сервиса? У него действительно нет альтернатив в России?

– Согласно McKinsey цифровизация позволяет решить до 50% неэффективности работы компании. Строительная отрасль, по независимым оценкам, сегодня оцифрована не более чем на 5%. При этом точек неэффективности много и основная – это большое количество участников. Над одним проектом работают в среднем 20 проектировщиков со сложной схемой взаимодействия между собой. Плюс итерации, то есть возвращение к предыдущим этапам работы.

При этом каждый пытается оцифровать какую-то свою часть. Мы решили двигаться по верхней логике процесса – от заказа проектной документации до ввода объекта в эксплуатацию.

На сегодня большинство глобальных строительных сервисов – это просто биржи. Есть спрос и есть предложение какой-то конкретной работы, для нашего сектора такой тип платформ не подходит, именно в силу большого числа участников. Ранее мы пробовали различные BPM и CRM-системы – они универсальны и адаптированы под определенную специфику рынка, например, продажи. Но они также не решают всех поставленных задач.

Сервис должен представлять ценность, тогда люди туда будут приходить. Платформа pirs.online – это уже третья генерация, «ПИРС 3.0». Предыдущие две версии были как раз аналогом биржи и использовали какие-то готовые решения, которые мы адаптировали под проектные работы.

ПИРС сегодня – это цифровая платформа по управлению и контролю проектных работ. Мы сделали специализированную вещь для проектных организаций с постепенным включением строительных. Здесь и элементы бизнес-процессов, той же CRM-системы и электронного документооборота, автоматическое формирование диаграммы Ганта, стоимости, сроков. Наша платформа позволяет осуществлять весь комплекс взаимодействия в одном месте. Обмен данными, файлами – все это происходит не через электронную почту, а на самой платформе. И дальше эти процессы мы станем накладывать уже на комплекс строительно-монтажных работ.

Продукт действительно уникальный – к нам периодически обращаются девелоперы и проектные институты, в том числе был запрос из центра «Сколково», по их словам, подобной системы нет не только в России, но и в Европе. Впрочем, на самом деле в чем-то схожие автоматизированные сервисы существуют, но это закрытые внутренние системы конкретных девелоперов, с жестко зашитыми бизнес-процессами, недоступные сторонним проектировщикам или поставщикам.

У нас, в сравнении даже со стандартными биржами, максимально простая регистрация для всех участников. Для регистрации компании как юрлица и её последующей верификации потребуется предоставить стандартные уставные документы, но в целом тоже ничего сложного.

– Каких успехов вы уже добились сегодня благодаря ПИРСу?

– Благодаря сервису мы не только получили более эффективное распределение работ, исключили неэффективность взаимодействия, но и достигли уменьшения сроков выполнения проектов, повышения качества. Большинство наших проектов сегодня реализуется через ПИРС.

– А какие возможности открывает ПИРС для участников? Кто его пользователи, в основном ижевчане? И кому сегодня выгоднее регистрироваться на ПИРСе – исполнителям или заказчикам?

– Сегодня на сервисе более 2800 участников – это, прежде всего, проектировщики и ГИПы; далее – проектные организации либо непосредственные заказчики. Недавним нововведением стало появление на платформе поставщиков, поскольку это новая роль, их пока не так много, но они активно добавляются.

Среди заказчиков на сервисе ПИРС компании из Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга, Уфы, Челябинска, Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Иркутска, Краснодара, Республики Крым и многие-многие другие, со всех регионов страны. Аналогично и с исполнителями.

Что касается преимуществ. Для проектных организаций наш сервис позволяет привлекать персонал «по требованию», без необходимости содержания большого штата сотрудников, и в то же время обеспечивает контроль проектных работ на всех этапах.

Проектировщик получает возможность брать в работу те проекты, которые он хочет. Кроме того, у каждого из участников-проектировщиков нарабатывается рейтинг, он может рассчитывать на более престижные заказы. При этом рейтинг – это не просто система внутренних достижений сервиса. Уже сегодня по запросу имени и фамилии проектировщика наша платформа появляется первой ссылкой в Яндексе. Это больше, чем портфолио, рейтинг остается с исполнителем на всю жизнь.

Сегодня сервис будет интересен, в первую очередь, поставщикам и заказчикам; проектировщики и ГИПы уже оценили удобство платформы, поэтому база исполнителей достаточно большая.

– Что планируется в будущем, как дальше будет развиваться сервис?

– Весной этого года на ПИРСе появится «Безопасная сделка» – блокировка средств на промежуточном счете до выполнения работ. Что позволит полностью обезопасить как заказчика, так и исполнителей.

К середине 2021 года мы планируем ввести первичную бухгалтерию и выйти на монетизацию. На сегодня все происходит за наш счет и на средства гранта. Монетизация позволит стать сервису полностью самоокупаемым. Но даже без монетизации проект уже сегодня можно оценить как успешный, наши внутренние задачи, стоявшие перед компанией ООО «Технология», он полностью решил.

Александр Репин

Впереди еще много интересных нововведений. Какие-то небольшие обновления выходят почти каждую неделю. И мы приглашаем всех проектировщиков, заказчиков, ГИПов и поставщиков присоединиться к сервису pirs.online уже сегодня и убедиться в его преимуществах самостоятельно.

Дмитрий Горбунов

На правах рекламы