1 РКБ: высокие технологии в умелых руках
У логики научно-технической революции есть одна любопытная закономерность. В большинстве сфер человеческой деятельности техника и технологии стремятся заместить человека, а в идеале и отменить его. И лишь в медицине технологии становятся продолжением руки и глаза практикующего врача и многократно умножают его талант, мастерство и опыт. Дело за тем, чтобы грамотно оснастить медицинские учреждения необходимым оборудованием и правильно выстроить стратегию диагностической и лечебной деятельности. Об этом и не только мы разговариваем с заведующим эндоскопическим отделением 1 РКБ Константином Сысоевым.

«ДК»: Константин Валентинович, эндоскопия – сравнительно молодая отрасль современной медицины, но специалисты прочат ей большое будущее. Почему?

К.С.: Интерес к потаенному заложен в природе человека. В том числе и к тому, что скрыто в глубине человеческого тела. Медицина начинается с поиска ответов на два вопроса: как «работает» человеческий организм и как можно использовать эти знания для помощи страждущим. Но что мог врач? Осмотреть, прощупать, простучать и прослушать пациента. Все. Классическая хирургия резко расширила наши знания и возможности, но остается методом радикальным, травмирующим организм и чреватым осложнениями. Эндоскопия родилась из стремления к невозможному – изучать внутренние полости и проводить манипуляции на них, не разрушая объект и не нарушая его функций.

То есть сводя к минимуму травматический эффект, боль и послеоперационные осложнения. В этом ее неоспоримое преимущество. Невозможное стало возможным только в середине XIX века, когда во Франции был впервые применен (изобретен раньше) эндоскоп. Дальнейшая судьба эндоскопии уже полностью зависела (и сейчас зависит) от уровня развития медицинской техники. Именно она открывает нам новые возможности эндоскопии как одного из самых перспективных направлений диагностики и лечения пациентов.

«ДК»: А с чего все начиналось в Удмуртии?

К.С.: С первого в республике эндоскопического кабинета, который был открыт в 1 РКБ в 1978 году. Кабинет, а потом и отделение работали как диагностические, а в распоряжении врача был только фиброгастроскоп. Первый прорыв был совершен в 1982-1983 годах, когда отделение получило фиброволоконную технику и занялось исследованиями бронхиального дерева, желчных и панкреатических протоков и т.д. Тогда же наши врачи освоили лапароскопию (операции на внутренних органах через небольшие отверстия) для диагностики заболеваний печени, матки и придатков, острой хирургической патологии. Они успешно боролись с желудочно-кишечными кровотечениями, извлекали инородные тела из ЖКТ и бронхов. Второй качественный шаг был сделан, когда в отделение поступило видеоэндоскопическое оборудование, которое резко повысило функциональность и результативность обследований пациентов.

«ДК»: Ваш предшественник сумел добиться многого. А какие задачи были поставлены перед вами?

К.С.: Да, Александр Витальевич Сапегин очень хороший специалист, который заложил основы службы и на протяжении 40 лет развивал ее, используя весь доступный технический и кадровый арсенал. Несколько лет назад возникла необходимость в качественно новом этапе развития. Современный уровень развития технологий позволяет, сохраняя и увеличивая объемы диагностических манипуляций, сделать акцент на оперативную эндоскопию, чтобы она стала логическим продолжением и завершением цикла помощи пациенту. «Отдавать» его полостным хирургам мы будем только тогда, когда наших возможностей для излечения будет недостаточно. Именно в 2021-м и в последующие годы отделение пополнилось самым современным на сегодня оборудованием экспертного класса, которое позволяет точно диагностировать малейшие изменения в тканях, безошибочно распознавать заболевания на ранних стадиях и проводить эндоскопические удаления выявленных новообразований.

«ДК»: С какими проблемами пациентов вы сталкиваетесь чаще всего?

К.С.: Их две. Опухолевидные новообразования желудочно-кишечного тракта (среди онкологических заболеваний рак ЖКТ находится в республике на втором месте) и сбои в работе желчного дерева (желчевыводящих путей).

Наши эндоскопы дают 180-кратное увеличение изображения патологического очага на экране монитора, то есть фактически мы видим очаг на клеточном уровне. Это позволяет точно распознавать, с чем мы имеем дело – с доброкачественным изменением тканей или онкологией.

«ДК»: И что вы предлагаете пациенту с подобными и другими проблемами?

К.С.: Во-первых, качественную диагностику. Наши эндоскопы дают 180-кратное увеличение изображения патологического очага на экране монитора, то есть фактически мы видим очаг на клеточном уровне. Это позволяет точно распознавать, с чем мы имеем дело – с доброкачественным изменением тканей или онкологией. Во-вторых – не травмирующую пациентов оперативную помощь. Без большого риска осложнений мы можем амбулаторно убирать опухоли до 1,5- 2 см. Если опухоль крупнее, требуется госпитализация в стационар, потому что могут быть осложнения как в ходе операции, так и после нее. У оперативной эндоскопии просто фантастические возможности: мы удаляем опухоли размером до 7-10 см. И доброкачественные, и онкологические на ранних стадиях их развития, пока нет метастатических изменений. Опухоли с метастазами – удел хирургов-онкологов. А поскольку доброкачественные опухоли рано или поздно неизбежно превратятся в онкологические, то мы, по сути, занимаемся профилактикой рака. Операции на ранних стадиях дают очень высокий процент выживаемости в послеоперационный период и быструю реабилитацию пациента. Поэтому обращусь к читателям вашего журнала: не рискуйте и после 45-50 лет регулярно показывайтесь врачу-эндоскописту.

Что касается работы желчного дерева, то в нашем распоряжении имеется видеодуоденоскоп (специальная модель с боковой оптикой), с помощью которого врач рассекает большой дуоденальный сосок и извлекает камешки из желчевыводящих путей. Работа филигранная, специалисты в этом деле – большая редкость. У нас они есть.

«ДК»: Можно подробнее о специалистах, работающих в отделении?

К.С.: С удовольствием. В отделении работают 4 врача и 7 медицинских сестер. Все они – моя гордость. Я потратил много сил на то, чтобы добиться взаимозаменяемости персонала, и сегодня в отделении работают врачи-универсалы, каждый из которых может заменить любого другого. Кроме того, хочу отметить, что все врачи отделения аккредитованы как врачи-хирурги.

«ДК»: Эндоскопия – высокотехнологичное направление. Как вы поддерживаете уровень подготовки сотрудников?

К.С.: Здесь нам очень помогает сотрудничество с кафедрой факультетской хирургии ИГМА. На нашей базе мы совместно проводим циклы первичной переподготовки врачей-эндоскопистов и 5-летние циклы повышения квалификации. Скоро перейдем на аккредитацию врачей-эндоскопистов. В этом году на базе 1 РКБ пройдет уже 6-я междисциплинарная конференция по эндоскопии. К нам приезжают эксперты международного класса из Москвы, Санкт-Петербурга, Новокузнецка. Среди участников не только наши доктора, но и специалисты из соседних регионов, потому что уровень докладов и мастер-классов у нас мало чем отличается от столичного. Междисциплинарной конференция называется потому, что мы взаимодействуем и с хирургами, и с колопроктологами, и с терапевтами, и с гастроэнтерологами. Эндоскопист – специальность универсальная, мы должны знать все обо всех.

«ДК»: Что планируете в ближайшем будущем?

К.С.: Администрация Первой РКБ запланировала ремонт отделения. А я со своими специалистами – запуск такой процедуры, как эндокапсульная энтероскопия. Это осмотр тонкой кишки с помощью специальной капсулы, которая вводится пациенту перорально, а выводится естественным путем. Так мы охватим весь спектр существующих эндоскопических исследований, одновременно выполняя практически весь набор эндоопераций. «ДК»: Спасибо. Нам остается поздравить вас и ваших сотрудников со 100-летием 1 РКБ и пожелать всем вам здоровья и новых успехов.

Виктор Чулков

Александр Витальевич Шаклеин, главный врач 1 РКБ, к.м.н.:

– Происходящее в эндоскопическом отделении 1 РКБ является качественным прорывом. Вот только несколько цифр: в день в отделении проводится до 15 колоноскопий, до 20 гастроскопий, 5-6 бронхоскопий и в среднем 4 операции. Такой взрывной эффект вызван несколькими факторами. Во-первых, с 2021 года мы оснастили отделение самым современным оборудованием. Совместными усилиями с Правительством УР, Министерством здравоохранения УР мы сумели найти необходимые средства, вооружить наших врачей новейшим высокотехнологичным оборудованием, существенно нарастить объемы и повысить качество помощи нашим пациентам. Второй фактор – это, конечно, наши врачи и медицинские сестры. Сегодня в отделении работает сбалансированная и скоординированная команда специалистов очень высокого уровня, ее средний возраст меньше 40 лет и у этой команды большое будущее.

Хочу выразить слова благодарности Александру Витальевичу Сапегину, который стоял у истоков эндоскопической службы несколько десятков лет, отданных любимому делу, его авторитет среди коллег и пациентов был признанным и оправданным. С 2019 года отделение возглавляет энергичный и предприимчивый Константин Валентинович Сысоев, который стал достойным преемником, и сейчас наше эндоскопическое отделение 1 РКБ лучшее не только в республике. К нам приезжают учиться и лечиться врачи и пациенты из Татарстана, Башкирии, Кировской области и Пермского края.

Уверен, что у эндоскопии как самостоятельного медицинского метода в 1 РКБ огромный потенциал развития. Наша задача – помочь ему полностью реализоваться.