РКИБ: готовность номер один
Специалисты Республиканской клинической инфекционной больницы приняли на себя первую волну Covid-19 в регионе. Больница в силу обстоятельств и как наиболее подготовленное учреждение по работе с инфекциями, стала главной площадкой в республике по выработке методик лечения коронавируса, правильной организации работы, подготовке шлюзов и маршрутизации. В дальнейшем этот опыт был передан специалистам других ковид-отделений региона. И самое главное, что, приняв на себя первую волну, врачи РКИБ дали возможность выиграть время другим медицинским учреждениям Удмуртии, максимально подготовиться к приему ковидных пациентов, закупить оборудование, проложить коммуникации и провести необходимый ремонт. О текущей ситуации и планах самой РКИБ, а также о новых инфекционных вызовах рассказывает главный врач РКИБ Игорь Дьяченко.

– Игорь Иванович, на Республиканскую клиническую инфекционную больницу в пандемию легла основная нагрузка. Сейчас заболеваемость пошла на спад, но в ряде европейских стран вновь регистрируют пиковые всплески. Что изменилось в РКИБ с 2020 года? Насколько сегодня больница подготовлена к возможному резкому увеличению числа заболевших?

– Да, в 2020 году мы впервые столкнулись с таким масштабным инфекционным вызовом, поэтому, учтите, пожалуйста, что подготовку, а она была необходима при размещении такого большого числа пациентов, мы вынуждены были вести в кратчайшие сроки. И сейчас, оглядываясь назад, удивляешься, как много удалось сделать в столь сложных условиях.

По оборудованию наша больница сегодня полностью укомплектована. Есть все необходимое для лечения как Covid-19, так и иных инфекционных заболеваний. Мы обновили весь медицинский парк, на уровне Правительства Удмуртии и России в 2020 году нашему учреждению было выделено на эти цели около 200 миллионов рублей.

Из этих средств мы смогли закупить аппарат компьютерной томографии, два цифровых рентгеновских аппарата – стационарный и передвижной. Это очень помогло при диагностике заболевания Сovid. И не только непосредственно нашим госпитализированным пациентам. В РКИБ действовали и продолжают функционировать амбулаторный КТ-центр и ПЦР-лаборатория с автоматическими станциями. Кроме исследований для собственных пациентов, мы также оказывали помощь по проведению исследований поликлиникам города. Иногда за день в ПЦР лаборатории проводилось до 4000 тестов. Поэтому, безусловно, обновление оборудования в РКИБ сыграло важную роль в преодолении пандемии.

Но без квалифицированных специалистов даже новейшее оборудование было бы бесполезно. Да, на первоначальном этапе пандемии мы ощущали нехватку реаниматологов, поскольку это достаточно редкая специализация, а в период пандемии эти специалисты были наиболее востребованы. Но в целом мы спокойно пережили даже пиковые нагрузки. Особенностью нашей больницы является то, что текучка кадров у нас практически отсутствует. Сейчас мы укомплектованы полностью как специалистами с высшим образованием (врачами), так и средним медицинским персоналом. Важно и то, что в инфекционисты люди приходят уже подготовленные, морально готовые к такой напряженной работе. У нас сильные традиции, и, конечно, мы со своей стороны заботимся и поддерживаем наших сотрудников не только материально, но и морально.

Кроме того, на базе РКИБ действуют сразу две кафедры ИГМА – детских и взрослых инфекционных болезней. Сотрудники кафедр оказывают всестороннюю помощь и поддержку отделениям клиники, готовят кадры. И соответственно мы ведем работу с перспективными кадрами еще на этапе их обучения – предлагаем студентам, кому действительно интересно это направление деятельности, пойти на работу именно к нам.

– Несмотря на неожиданность и масштаб пандемии, вы по факту оказались готовы к такому резкому наплыву пациентов уже на начальном этапе. А были ли сложности с оснащением койкомест необходимым оборудованием?

– Дело в том, что оборудованные места для размещения пациентов с тяжелыми формами течения Covid-19 – это не только ИВЛ, но и дополнительная электрика и кислородные трассы. Часть работ мы вынуждены были вести, когда поступили первые заболевшие, и соответственно, потребовалось переводить пациентов из одного отделения в другое, затем проводить санитарную обработку и только затем приглашать рабочих. Все для того, чтобы подготовить дополнительные кислородные точки. А нужно сказать, что даже найти подрядчиков, готовых работать в таких условиях, было непросто, да и усиленная обработка помещений также не пошла лакокрасочным покрытиям на пользу.

Конечно, были периоды относительного спада заболеваемости, но в целом напряженная ситуация по Covid-19 сохранялась на протяжении последних 2,5 года. В результате за капитальный ремонт помещений мы взялись только сейчас, когда число новых случаев пошло на снижение.

– Какие ремонтные работы уже проведены и что планируется сделать в ближайшее время?

– Первым на очереди стал ремонт детского корпуса, как и должно быть, – все лучшее детям. На капитальный ремонт детского отделения из бюджета Удмуртии было выделено 17 миллионов рублей. От себя и от лица маленьких пациентов выражаем большую благодарность правительству и главе республики.

На сегодня завершено примерно 80% работ. При этом нам удалось немного сэкономить на аукционах – средства также будут направлены на дальнейшее обновление детского корпуса. Следующим большим шагом должен стать ремонт взрослого инфекционного отделения № 1. Здесь также уже запланировано дополнительное финансирование из бюджета республики. Это действительно важное и своевременное решение, поскольку именно первые этажи детского и взрослого корпусов РКИБ (где расположены мельцеровские боксы) встречают пациентов и, соответственно, принимают на себя основной удар при различных инфекционных заболеваниях, включая Covid.

Конечно, мы тоже не остаемся в стороне и не рассчитываем только на помощь со стороны государства. Часть необходимых работ осуществляется за счет средств ТФОМС, то есть на заработанные нашей больницей деньги по полисам ОМС. К тому же есть у нас и собственная ремонтная бригада, занятая текущими ремонтами.

В этом году за счет средств ТФОМС мы полностью обновили реанимацию – еще одно из важнейших наших подразделений. Теперь она отвечает самым современным требованиям – аппаратура размещена на консолях, кислородные трассы заведены в кабель-каналы. Обновилось и освещение реанимационного отделения. Кроме того, теперь у нас появилась система круглосуточного мониторинга – аппаратура выведена в ординаторскую, то есть врач в режиме реального времени может наблюдать за состоянием всех своих пациентов.

– Помимо уже озвученных ремонтных работ, какие еще задачи стоят перед РКИБ?

– Как я уже сказал, текущие внутренние работы мы выполняем в том числе и своими силами, и за счет средств ТФОМС. Но у нас есть необходимость проведения наружных реставрационных работ и благоустройства территории. Конечно, и здесь мы стараемся поддерживать все в ухоженном состоянии – газоны, клумбы, дорожки. Мы действительно очень дорожим вверенной нам территорией.

Речь идет о более сложных работах – организации подъездных путей, ремонте асфальтового покрытия и канализационных колодцев. Здесь уже без помощи со стороны Правительства УР в любом случае не обойтись. Дело в том, что деньги ТФОМС можно расходовать только непосредственно на пациентов, например, на ремонт палат или операционных. Работы же по благоустройству, даже если речь об исправной работе канализации и возможности беспрепятственного проезда машин скорой помощи, должны финансироваться из других источников.

– Игорь Иванович, а какие инфекционные вызовы для республики сейчас наиболее актуальны?

– Ситуация по Covid-19 сейчас стабилизировалась и в республике, и в стране. Очередного возможного всплеска ожидаем ближе к осени, когда активизируются все простудные заболевания. Рекомендация для населения все та же – вакцинируйтесь. Отечественные вакцины, и прежде всего «Спутник», показали свою эффективность и против новых штаммов коронавируса, включая «Омикрон Стелс». Именно он сейчас вызывает наибольшие опасения. Да, вакцинация полностью не исключает возможность заражения Covid, но течение болезни проходит значительно легче.

Сейчас в летний период, после долгой самоизоляции, люди, естественно, расслабились. И как следствие, заметно растет статистика по числу обращений с укусами клещей. Здесь также есть рекомендованные меры профилактики – как в виде вакцинации от клещевого энцефалита, так и различных репеллентов.

Сейчас в летний период, после долгой самоизоляции, люди, естественно, расслабились. И как следствие, заметно растет статистика по числу обращений с укусами клещей. Здесь также есть рекомендованные меры профилактики – как в виде вакцинации от клещевого энцефалита, так и различных репеллентов.

А поскольку всегда лучше быть готовым, чем не готовым, в текущей внешнеполитической ситуации мы проводим учения и на случай столкновения с особо опасными инфекциями (холерой, чумой, вирусом оспы обезьян, ковидом и др.). Да и работа у нас же никогда не заканчивается – не грипп, так боррелиоз, поэтому будет у нас четвертая волна Covid или нет, в любом случае, мы стремимся выполнить все необходимые ремонтные работы максимально оперативно.

В завершение хочу еще раз обратиться к жителям республики, руководителям крупных предприятий и организаций. К возможному всплеску заболеваемости должны готовиться не только больницы, но и другие учреждения, и сами люди – необходимо следовать рекомендациям специалистов, вовремя вакцинироваться и соблюдать хотя бы минимальные меры предосторожности. Даже в случае очередного всплеска заболеваемости это позволит избежать пиковых нагрузок на сферу здравоохранения, а значит, каждому пациенту мы сможем уделить гораздо больше сил и внимания.

Дмитрий Горбунов