• Вчера, 8:14
  • 34
  • Время прочтения: 6 мин

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ плюс гармоничное развитие личности

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
плюс гармоничное развитие личности
У ижевской школы № 24 долгая и богатая история. Основанная в 1935 году, в 1997-м она получила статус гимназии с гуманитарным уклоном. С 2012 года стала базовым общеобразовательным учреждением по внедрению ИТ технологий в Удмуртской Республике. В 2015 году к названию «Гимназия № 24» добавилось Муниципальный «Центр образовательной робототехники». В 2017 году переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Информационно-технологический лицей № 24».

Сегодня МБОУ «ИТ-лицей № 24» один из лидеров в области внедрения инновационных образовательных технологий. Совсем недавно здесь произошло очередное интересное и важное событие: открылся центр аддитивных технологий. А само учреждение в 2025 году отметило 90 лет со дня образования. О том, как школе удается сохранять и поддерживать почти ве- ковые традиции и при этом уверенно идти в ногу со временем, беседуем с директором Ольгой Грудциной и ее заместителем по информационным технологиям Ириной Мельниковой.

– Ольга Михайловна давайте начнем с простого вопроса: что такое ИТ-лицей? Как вы определяете свою образовательную модель?

– ИТ-лицей – это не просто учебное заведение, где дети изучают информационные технологии. Это комплексный подход к образованию, в котором сочетаются глубокое предметное знание и развитие душевных качеств.

В течение длительного периода мы были гимназией, и у нас была сильная гуманитарная составляющая. Преобразования начались примерно в 2008 году с развитием информационных технологий, которые играли все более важную роль во всех сферах нашей жизни. Это было требование времени, в определенной мере и государственный заказ, который школа должна, конечно, выполнять. И мы всем коллективом сели за парты, начали осваивать компьютер, а затем стали постепенно внедрять элементы информационных технологий и в учебный план, и во внеурочную деятельность.

Очень помогло, что в то время в Ижевске открылся Центр информатизации, который возглавил работу по внедрению информационных технологий в школы и детские сады республики. Мы активно включились в эту работу, получили официальный статус, участвовали в различных программах, регулярно получали награды как лучшая школа по внедрению ИТ. Отрадно, что весь коллектив у нас включен в процесс постоянного развития, это подтверждает наличие здоровых профессиональных амбиций у наших учителей.

– С какого класса у вас начинается изучение информационных технологий?

– С первого, а точнее, с дошкольной группы. Уже там ребята начинают знакомиться с основами, учатся принимать логичные, конструктивные решения, например, играя со специальным конструктором Куборо или занимаясь с другой техникой, которая у нас имеется.

– Техническое оснащение при изучении информационных технологий имеет большое значение и требует немалых затрат. Как вы решаете эту проблему?

– Прежде всего, хочу поблагодарить наших родителей – они очень здорово нас поддерживают, относятся с пониманием к нашим инициативам. Когда, например, мы только начинали заниматься робототехникой, то на конкурсе выиграли в качестве приза два робототехнических набора. Этого было достаточно только для нескольких человек, но на школу, конечно, мало. Мы обратились к родителям: ребятам очень интересно, давайте сделаем так, чтобы укомплектовать наборами параллель, будем передавать из класса в класс. На что получили пожелание, чтобы это оборудование появилось в каждом классе! И при поддержке родителей появилось достаточное количество наборов робототехники, играющих важную роль в развитии детей.

Помимо родительской поддержки мы взаимодействуем с партнерскими организациями, регулярно выигрываем конкурсы, получаем гранты. У нас есть попечительский совет, который решает, куда направить средства.

Директор Информационно-технологического лицея № 24 Ольга Грудцина и заместитель по информационным технологиям Ирина Мельникова.

К разговору подключается Ирина Мельникова.

– Ирина Анатольевна, что входит в ваши задачи как заместителя директора по информационным технологиям?

– Прежде всего, это помощь педагогам в освоении информационных технологий и внедрении их в свою работу, создание интерактивных презентаций, пособий, разработка упражнений, тестов для учащихся. Сегодня дети совсем другие, им интересно по-другому получать информацию и усваивать знания.

Поэтому большая часть моей работы – помочь нашим учителям во всем этом разобраться. Сейчас, например, все вместе изучаем возможности нового сервиса «Моя школа».

Техническое оснащение лицея, подготовка заявок на гранты – это тоже мое направление работы.

Кроме того, мы проводим различные выездные мероприятия, например, в лагерях, на которых обучаем ребят из Удмуртии и из других регионов основам программирования, дискретной математике, проектной деятельности, ставим тематические спектакли.

– Куда поступают ваши выпускники?

– Спектр учебных заведений очень широкий. В 2021 году ИТ-лицей № 24 вошел в рейтинг лучших школ России естественно-научного и инженерно-технологического направления, еще со времен гимназии у нас сохранилась сильная гуманитарная специализация. Но, конечно, в последние годы растет число ребят, которые реализуют себя в ИТ-сфере. Поступают, в том числе, в лучшие вузы страны, есть и те, что учатся и работают за пределами России. При этом не теряют связи с нами, даже проводят онлайн-уроки для наших учеников.

– В конце октября в развитии лицея, можно сказать, произошел еще один поворотный момент: открылся центр аддитивных технологий. Почему выбрали именно вас для реализации такого важного и перспективного проекта?

– В 2023 году на базе УдГУ открылся первый в России Центр аддитивных технологий общего доступа. Его руководитель, Михаил Дмитриевич Кривилев, – отец нашей бывшей ученицы, он отлично знает наши возможности, поэтому предложил стать частью формирующейся, тоже впервые в стране, образовательной экосистемы: «детский сад – школа – университет – предприятие». Подготовка инженеров, способных работать с трехмерной печатью, отвечает задачам нацпроекта «Средства производства и автоматизации», помогает в развитии центров, в которых специалистов, работающих на 3D-принтерах, будут готовить с юного возраста. Проект реализуется при поддержке Корпорации «Росатом».

Соглашение подписано, открытие центра состоялось, группа наших педагогов уже уехала в Подмосковье, в Центр аддитивных технологий АНОО «Город Детства», который работает с 2023 года, перенимать опыт, получать новые знания, необходимые в дальнейшей работе.

В перспективе мы сами будем проводить различные семинары, конференции, мастер-классы – обучать всех, кто хочет освоить это направление, получить знания в области аддитивных технологий.

– А непосредственно у вас в лицее как будут внедряться аддитивные технологии в учебный процесс?

– Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» в рамках технологического образования уже интегрирован в учебный предмет «Труд (технология)» и реализуется в 7-9-х классах в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Он направлен на формирование у обучающихся навыков проектирования, создания и модернизации продуктов труда с использованием современных технологий. И мы, конечно, будем использовать 3D-принтеры на уроках, учащиеся будут и изучать теорию, и получать практические навыки.

Также будем широко использовать объемную печать во внеурочной деятельности – у нас уже множество самых различных предметов изготовлено таким способом, в том числе сувениры, которые мы дарили гостям на своем юбилейном мероприятии.

– Ярко выраженный технический уклон в вашем лицее органично сочетается с высоким уровнем воспитательной работы. Давайте раскроем эту тему подробнее.

– Большое внимание к воспитательному блоку – традиции, заложенные еще прежним директором, Людмилой Германовной Погудиной, и мы бережно это наследие храним. Мы стараемся через внеурочную деятельность, через различные мероприятия дать ребятам возможность попробовать себя в разных сферах, найти то, что им больше всего подходит, в чем они могут наиболее полно реализовать свой потенциал.

У нас события буквально наслаиваются одно на другое, в субботу школа всегда полна людей, несмотря на то что уроков в этот день меньше, ребята занимаются в кружках, секциях. Мы много лет очень интересно отмечаем праздники Русского народного календаря – Красная горка, Екатерина Санница, Рождество и т.д. Главные действующие лица обычно учащиеся начальной школы, а придумывают и организуют все ребята из старших классов. У нас активно работает совет старшеклассников, наша команда самоуправления на всероссийском слете заняла пятое место.

Важную роль играет и вовлеченность наших педагогов – они прекрасные специалисты, и у нас поддерживается преемственность поколений. Очень тепло всегда проходят встречи с учителями-ветеранами. Все это помогает воспитанию лучших душевных качеств у наших учащихся.

– В последнее время особый акцент принято делать на патриотизм, это один из приоритетов государственной политики.

— Да, наш лицей поддерживает эту тенденцию. У нас есть юнармейское движение, его возглавляет Валентина Васильевна Головина, директор школьно- го музея. Мы часто приглашаем ветеранов, тех, кто прошел военную службу — общаясь с ними, ребята видят перед собой пример служения Родине. У нас много партнерских организаций в городе, с которыми мы поддерживаем тесные связи — таких, например, как Школа юных летчиков. Если говорить о партнерстве в целом, то оно не ограничивается только воспитательной работой или связями по республике, оно касается всех направлений нашей деятельности и выходит за пределы региона. Мы, таким образом, получаем возможности становиться сильнее и конкурентнее. Сейчас вся страна помогает нашим бойцам – участникам специальной военной операции, и мы, конечно, тоже в этом участвуем, освоили процесс изготовления окопных свечей.

Наша главная задача не только дать своим ученикам знания, которые помогут им в дальнейшем стать сильными, востребованными специалистами, но и воспитать их разносторонне развитыми личностями, достойными и ответственными гражданами нашей страны.

РЕКЛАМА