– Наталья Геннадьевна, чем образовательная отрасль столицы Удмуртии гордится больше всего?
– Наша работа оценивается, конечно, показателями по результатам сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В Ижевске они значительно выше. 35 выпускников 2025 года получили по 100 баллов, 218 стали золотыми медалистами, 126 – серебряными. Столь высокие показатели – это, прежде всего, труд педагогов. Не секрет, что их по-прежнему не хватает, поэтому Ижевск, помимо мер морального поощрения, ввел еще и материальные. С 2023 года отдельным категориям педагогических работников присуждаются гранты, сумма которых составляет 25 тысяч рублей.
Поддержка оказывается также талантливым детям и молодежным коллективам.
Традиционно накануне Дня города одаренным школьникам вручаются гранты в размере 25 тысяч рублей, коллективы получают по 100 тысяч рублей. Система такой поддержки ведется с 2012 года. В 2025 году ее получили 80 детей и 20 творческих коллективов. Решения по получателям принимаются специальной конкурсной комиссией, состоящей из представителей сферы образования, культуры и спорта, а также сотрудников администрации и депутатов Городской думы. Словом, хорошо учить и учиться стало престижно и с материальной точки зрения.
– Реальность сегодня такова, что образование начинается не со школьной скамьи, а гораздо раньше – с дошкольного возраста. Что сегодня представляют собой дошкольные учреждения в Ижевске?
– Система дошкольного образования в Ижевске представлена 127 детскими садами, в которых действуют 1533 группы различной направленности: общеразвивающие, компенсирующие и комбинированные.
Общее число малышей, охваченных дошкольным образованием, составляет 34 058.
Особенностью текущего момента стало увеличение числа групп, предназначенных для самых маленьких воспитанников. Наши детские сады сегодня принимают детей от 10 месяцев. В каждом районе города предусмотрено по одной группе для малышей, которым к началу учебного года исполнится 10 месяцев. А для детей в возрасте от года до 3 лет функционирует 215 групп. Это на 13 больше, чем в предыдущем году.
Наши дошколята получили также возможность посещать группы кратковременного пребывания. Это, безусловно, расширяет границы доступности дошкольного образования. Проект кратковременного пребывания действует с 2016 года. Дети приходят в детский сад с утра, находятся там 5 часов, а на дневной сон уходят домой. В прошлом году услугами кратковременного пребывания воспользовались 142 ребенка.
Отдельная тема для детских садов – создание максимально комфортных и безопасных условий для детей с особыми потребностями, включая детей-инвалидов. В настоящее время дошкольные образовательные учреждения Ижевска посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Для них функционируют 25 специализированных образовательных учреждений, где создана 131 группа компенсирующей направленности и 36 групп комбинированной направленности. Наибольшее количество компенсирующих групп создано для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития.
Статистические данные за три последних года показывают, что численность детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, постоянно растет. А это свидетельствует о значимости инклюзивного образования, которое все больше приобретает роль ключевого компонента в системе образования в целом. И эту тему хочется продолжить в рамках школ, где также созданы условия для «особенных» детей.
У нас существует несколько моделей работы с такими учениками.
Первая, и самая распространенная, – полное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного класса.
Вторая модель – автономные классы. Ребенок обучается в среде сверстников с подобными нарушениями и получает помощь, соответствующую его образовательным потребностям. В настоящее время этот вариант обучения организован для детей с нарушениями зрения и с кохлеарным имплантом в двух школах (МБОУ СОШ № 53, МБОУ СОШ № 77).
Задачи любой модели – помочь детям включиться в образовательный процесс, устранить пробелы предыдущего обучения, развивать способности по взаимодействию в большой группе детей, научить запрашивать помощь от учителя по потребности.
Для примера приведу три разработанных и реализованных проекта по инклюзивному образованию: «Гибкий класс», «Ресурсный класс», «Классы интегрированного обучения».
Позиция образовательной системы Ижевска – сделать образовательную среду максимально доступной и комфортной абсолютно для всех детей.
– Раннее профориентирование – это уже не привилегия нескольких избранных школ. Специализированные классы есть практически везде. Какие из направлений вы хотели бы отметить особо?
– Система ранней профилизации начинается в школах Ижевска с начальных классов. Уже там существует система углубленного изучения предметов. В 2025-2026 учебном году таким обучением было охвачено 10 817 детей со 2-го по 9-й класс, когда на углубленном уровне изучается хотя бы один предмет. 2730 из этого числа составляли ученики начального общего образования и 8087 обучающихся основного общего образования.
Всего по городу Ижевску в 2025-2026 учебном году был открыт 251 профильный класс для детей 10-11-х классов.
Если говорить о профилях обучения, то за последние три года было сформировано 64 класса технологического профиля, что соответствует курсу, направленному на модернизацию образовательного пространства региона и достижения технологического суверенитета страны.
Постоянно увеличивается число классов социально-экономической, гуманитарной и естественнонаучной направленности.
Система работы допрофессиональной подготовки выстраивается в режиме интеграции, где ключевое звено – это школа, которая объединяет все профориентационные ресурсы города, формируя связь образовательных организаций и высокотехнологичных предприятий. Задач у этой интеграции несколько: сформировать мотивацию к выбору профессии, помочь ученику в профессиональном самоопределении, познакомить с ресурсами города.
С этой целью действует хорошо зарекомендовавшая себя модель: «Школа – Профессиональные образовательные организации – Работодатель».
В связи с трендом на технологический суверенитет особое значение приобретают классы инженерной направленности, существующие в Ижевске уже с 2019 года. Эту сферу освоили не только школы, но и организации дополнительного образования, в число которых входят Дворец детского и юношеского творчества, ЦТР Октябрьский, IT-куб, Кванториум ТАУ и другие. В этом году в партнеры этого направления вошли ИжГТУ, АО
«Механический завод», УдГУ, МФТИ НИУ. Общая численность учащихся в инженерных классах составляет 1857 человек.
С 2025-2026 года на базе Станции юных техников Устиновского района действует Ассоциация инженерного образования, которая объединяет образовательные учреждения самого разного уровня и обеспечивает доступ к разнообразным образовательным ресурсам, программам повышения квалификации и мероприятиям, направленным на развитие инженерного образования.
Потребности в педагогических кадрах призваны закрыть в будущем классы педагогической направленности, которая реализуется в 18 образовательных организациях. Основные партнеры педагогических классов – Удмуртский социально-педагогический колледж, Глазовский инженерно-педагогический университет. Общая численность обучающихся педклассов – 417 человек.
Кадровый дефицит еще одной социально значимой профессии помогут ликвидировать в будущем медицинские классы. Они существуют с 2018 года. Всего в Ижевске 18 медицинских классов, которые организованны на базе Медицинского колледжа. По итогам обучения ребята получают свидетельство с присвоением квалификации «Младшая медицинская сестра (брат) по уходу за больными». Общая численность обучающихся медицинского направления – 733 человека.
Помимо обучения в профильных классах, учащимся Ижевска предоставлена комплексная программа прочих профориентационных мероприятий.
Управлением образования в сотрудничестве с Центром творческого развития «Октябрьский», Ассоциацией по самоопределению и профессиональной ориентации школьников, а также городским методическим объединением по профориентации разработан и реализован проект «Профнавигатор».
Он подразумевает проведение еженедельных «профчетвергов» в летних лагерях дневного пребывания, встречи с представителями различных профессий, познавательно-развлекательную игру «Играют в то, о чем мечтают», викторину «Мир профессий!», квиз по финансовой грамотности и профориентации «ПРОФИ-КВИЗ», конкурс рисунков «Я в будущем», а также площадку «Город профессий KIDOCITY».
Более 12 тысяч детей и подростков стали участниками «Профнавигатора». В рамках сетевого проекта «Умные каникулы», реализуемого совместно с ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, УдГУ и УдГАУ, на базе этих вузов проводятся профильные смены, мастер-классы и экскурсии, где школьников информируют о специальностях, и где они проходят профессиональные пробы, участвуя в разработке проектов. По завершении профильной смены каждый участник получает сертификат. Комплексный подход к профориентации снижает неопределенность, уменьшает вероятность ошибок и способствует осознанному выбору будущей профессии. Выбор профессии по душе – это мощный стимул для развития, построения карьеры и достижения успехов в родном регионе.
– Наталья Геннадьевна, наверняка ни одна семья не мыслит себе полноценного формирования ребенка без дополнительного образования. Поделитесь, какие возможности для этого есть.
– Дополнительное образование детей – это неотъемлемый элемент полноценного образования, важное условие развития и самореализации. Одной из ключевых задач образовательной политики города Ижевска остается увеличение численности детей, охваченных программами допобразования.
В решении этой задачи участвуют как специальные учреждения дополнительного образования, так и школы, и детские сады.
Учебные заведения среднего профессионального и высшего образования, а также АНО и индивидуальные предприниматели также представлены в этой сфере.
В учебном году 2024-2025 всего было задействовано 386 учреждений (как муниципальных, так и частных), предлагающих услуги дополнительного образования. Это позволило охватить 70,67% детей.
Предлагаемые программы традиционно предоставляют широкий спектр направлений: художественное, техническое, естественнонаучное, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное и социально-гуманитарное. Значимо, что в последнее время отмечается рост интереса к техническому образованию.
В этой части структуры дополнительного образования активно сотрудничают с социальными партнерами, организуя круглые столы и реализуя такие инновационные образовательные проекты.
Система дополнительного образования в Ижевске построена таким образом, чтобы ребенок не только сориентировался в профессии, но и овладел бы такими навыками, как командная работа. Детей учат креативно и критически мыслить, воспитывают в них лидерские качества и коммуникативные навыки, т.е все то, что востребовано в любой профессии и помогает адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.
Дополнительные занятия повышают уверенность в себе, развивают таланты и раскрывают потенциал ребенка. А конкурсы, выставки и соревнования дают ему возможность продемонстрировать достижения и получить признание. В конечном итоге, дополнительное образование – это инвестиция в будущее, которая помогает стать более успешным и востребованным в жизни.
В Ижевске проводится целый ряд мероприятий, где маленький гражданин имеет возможность показать свои таланты – это разнообразные конкурсы и состязания, включенные в Муниципальный реестр конкурсных мероприятий.
В текущем году в этот список вошел 41 конкурс, фестиваль и соревнования в сферах науки, спорта и искусства.
Часть из них, а именно 4 мероприятия, являются городскими этапами всероссийских конкурсов, организованных Министерством просвещения РФ, таких как «Большой всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества», «Наследники традиций», «Живая классика» и «Большие вызовы».
– Образовательные учреждения Ижевска всех уровней накопили бесценный опыт патриотического воспитания детей. Поделитесь им, пожалуйста.
– Работа по формированию гражданственности и патриотизма проходит в общеобразовательных организациях города Ижевска в рамках программы воспитания и социализации обучающихся и ведется она по таким направлениям, как духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое.
Все направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает участие во всероссийских патриотических проектах «Памяти героев» и «Памятные даты военной истории». В течение года школы города продолжают участие в городском исследовательском проекте «В строю всегда, в памяти навечно». Проводятся акции «Письмо солдату России», «Рисунок солдату России», «С Днем защитника Отечества». В школах постоянно организуются акции по сбору помощи бойцам СВО, учащиеся и учителя принимают участие в изготовлении маскировочных сетей.
Еще одно направление: Гражданско-патриотический фестиваль «Славься, Отечество, во все времена», который охватывает школьников, родителей, педагогов. И уже третий год в нем принимают активное участие дошкольные образовательные учреждения. С каждым годом число участников фестиваля увеличивается.
Продолжает развиваться кадетское движение.
Сейчас в городе успешно осваивается еще одно новое направление – проект «Традиционное воспитание девушек 5-9-х классов в образовательных организациях города Ижевска». Проект включает 9 предметов дополнительного образования. Проект является уникальным, отражает основы Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Уровень образования – это важный элемент привлекательности территории. Ижевск может гордиться всем, что связано с образованием.