60 лет гимназии № 56: школа инновационного развития
Одним из главных трендов отечественного образования в России стала организация специальных классов, что в перспективе должно закрыть кадровый голод в критически важных отраслях. Гимназия № 56 работает в этом направлении практически с момента основания в начале 60-х годов. А лучшим свидетельством высокого качества образования и создания комфортных условий для обучающихся служит сохранение связи выпускника с педагогическим составом образовательной организации. И его последующее решение, уже как родителя, отдать ребенка в ту же школу, которую он закончил сам. Для гимназии № 56, в этом году празднующей 60-летний юбилей, такие истории не исключение, а правило. Мы берем интервью у директора гимназии, заслуженного учителя Удмуртской Республики Марины Никитиной.

– Марина Викторовна, у гимназии № 56 очень богатая история становления учебно-образовательного процесса. Но сегодня хотелось бы подробнее остановиться на таком актуальном направлении, как организация профильных и спецклассов, поскольку ваше учебное заведение обладает огромным, а главное – успешным опытом работы в этом направлении.

– Первый опыт в направлении профильного обучения был получен в 70-е годы, когда совместно с детскими спортивно-юношескими школами по плаванию и футболу на нашей базе были созданы соответствующие классы. Учащиеся входили в юношеские сборные команды России и СССР. Выезжали на международные соревнования в ГДР, Голландию, Францию, Швейцарию, США, а футболисты – даже в Африку. Общее количество мастеров и кандидатов в мастера спорта среди выпускников школы превысило цифру 130, среди них 6 спортсменов международного класса.

В 80-е годы началась дружба с радиозаводом. Силами ИРЗ на базе школы был создан первый в республике кабинет профориентации. Совместная деятельность включала подготовку на базе учебно-производственного цеха, занятия в мастерских заводского ПТУ № 22, производственную практику в цехах завода и совместную деятельность классов и производственных коллективов. И важно, что партнерские отношения с предприятием сегодня не только сохраняются, но и наполняются новым содержанием.

Образовательная и педагогическая деятельность в гимназии подкреплена постоянным и системным научным сопровождением. В разные годы школа сотрудничала с учеными МГУ им. Ломоносова, Харьковского государственного университета, Университета г. Хельсинки (Финляндия), Удмуртского государственного университета, Ижевской государственной медицинской академии и др. В 90-е годы в гимназии были созданы профильные классы: медицинский, юридический и педагогический. Последний – при участии Министерства образования и науки УР и УдГУ.

В 1991 году школа № 56 стала первой гимназией в Удмуртии, а уже в 1994-м ей был присвоен статус Республиканской экспериментальной площадки, еще через 4 года – федеральной экспериментальной площадки. В 2001 году авторский коллектив гимназии за разработку и реализацию республиканской программы «На пути к школе XXI века» был удостоен Государственной премии УР. А в 2007 году гимназия стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

– А как этот богатейший опыт отразился на современном этапе развития школы?

– Без преувеличения можно сказать, что на сегодня мы являемся одной из лучших школ Удмуртской Республики. Это подтверждено, в том числе, фактическими результатами наших обучающихся, последний наш выпуск – это пять золотых медалистов, три 100-балльника, два человека с медалью города Ижевска, большое число выпускников с результатами выше 90 баллов. В начале сентября мы в очередной раз получили сразу две грамоты: от Рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика» за высокие результаты наших выпускников, поступивших в ведущие вузы России, и от Совета ректоров УР как школа, подготовившая наибольшее количество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения республики.

На современном этапе в гимназии особое внимание уделяется развитию IT-технологий. Как вариант профильной подготовки информационные технологии доступны для гимназистов уже начиная с 5-го класса. А для старшеклассников также предлагаются инженерно-технический профиль и робототехника. Технологии дистанционного обучения были успешно внедрены нами еще в 2006 году, задолго до пандемии, с целью создания благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2011 году мы получили статус Федеральной инновационной площадки (ФИП) с упором на информационные технологии и разработали несколько уникальных программ, которые впоследствии были переняты рядом других учебных заведений.

С 2015 года гимназия является участником Единого национального реестра ведущих образовательных учреждений РФ. В 2020-м мы вошли в сотню лучших школ России, по версии издательства «Актион», а годом позже – в ТОП-5 по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, по версии Рейтингового агентства «РАЭКС-Аналитика». За многолетние успехи в образовательной деятельности и качественную подготовку обучающиеся мы получили диплом и «Знак качества образования» от Института проблем образовательной политики «Эврика» (г. Москва) и неоднократно входили в ТОП-500 «Лучшие школы России».

– Еще одним преимуществом гимназии № 56 являются традиции тесного сотрудничества с родителями, принятие совместных решений по учебной и внеучебной деятельности. Расскажите подробнее об этой практике.

– Основы наших традиций – стремление к инновациям, создание благоприятной атмосферы сотрудничества и помощи не только для учащихся, но и преподавательского состава, плотное взаимодействие с родителями были заложены еще первым директором школы Иваном Васильевичем Царегородцевым в начале 60-х годов прошлого века. И все последующие руководители старались сохранить и преумножить наши сильные стороны.

В образовании общество представлено семьей обучающегося. В гимназии № 56 качественно новые отношения между семьей и школой приняли характер совместной проектной деятельности, результатом которой стало создание общественной родительской организации, создание и реализация программы «Родительский заказ на образование».

Такой подход, когда школа и семья действуют сообща, создает более благоприятные условия, прежде всего для учащегося. Одним из примеров такого тесного взаимодействия служит и преобразование нашего школьного двора. Наш Совет отцов предложил поучаствовать в программе инициативного бюджетирования. Этот проект победил, благодаря чему у нас появилось уютное пространство для проведения учебных занятий и концертов на улице. Многие из наших выпускников, построив карьеру и обзаведясь семьей, не теряют связи с гимназией и впоследствии, нередко просят принять уже своего ребенка. Около 20 наших действующих учителей, включая меня, в свое время также закончили нашу школу.

– Учитывая научную работу, которая проходит в школе, множество наград регионального и федерального уровня и высокие результаты выпускников, складывается ощущение, что к вам поступают учиться только какие-то особые, сверходаренные дети.

– Конечно, нет, в этом смысле мы обычная общеобразовательная школа, за нами закреплен огромный район, начиная от Троицкой церкви и заканчивая улицей Кирова, и дети приходят к нам самые разные. При этом сейчас не только учащиеся, заканчивающие 11 классов, но и 9-классники сдают очень серьезные обязательные экзамены. Если брать общероссийскую статистику, то не все из ребят получают аттестат, но у нас таких выпускников нет.

Учитывая качество получаемого у нас образования, к нам активно стремятся отдать своих детей и родители из других районов. Есть такая распространенная практика, когда дети и родители идут на конкретного учителя, в нашем же случае мы говорим о высоком уровне всего преподавательского состава. В случае с новыми молодыми кадрами, а их у нас только за последний год трое, качество обеспечивается за счет системы наставничества, когда за начинающим преподавателем закрепляется опытный куратор.

Старшие классы у нас только профильные, причем нам удалось охватить максимально широкий спектр направлений от биолого-химического до филологического, что привлекает к нам и мотивированных выпускников 9-х классов других школ, желающих связать свою жизнь с определенной профессией.

Неудивительно, что на сегодня у нас огромный контингент: около 1800 учащихся, восемь первых классов. И мы стремимся максимально раскрыть потенциал каждого школьника.

Но, конечно, все результаты, которых нам удалось достичь, – это общая заслуга. Поэтому сегодня поздравляю всех наших преподавателей, как действующих, так и вышедших на заслуженный отдых, выпускников, учащихся и родителей с нашим общим праздником – юбилеем гимназии № 56!

Дмитрий Горбунов

Валентина Харитонова, народный учитель РФ, заместитель директора по научно-методической работе № 56:

– Удивительное совпадение, но мой юбилей как учителя совпал с юбилеем гимназии – 1 сентября 1962 года. 34 года я проработала директором этой школы. Мы десятилетиями сохраняли нашу главную ценность – сильный педагогический коллектив, у нас никогда не было текучки.

На сегодня у нас работают 15 учителей со званиями заслуженный учитель УР и Народный учитель УР. Мы всегда делали ставку на создание условий, чтобы преподаватель мог реализовать свой творческий и профессиональный потенциал, а это хорошо, прежде всего, для детей, которых он учит. Поэтому выпускники неизменно приводят к нам своих детей и внуков.

56-я гимназия – это не элитная школа, это хорошая школа!