• 02 сентября 2022 10:15
  • 1 555
  • Время прочтения: 4 мин

Востребованную специальность – школьнику

Востребованную специальность – школьнику
Одной из наболевших проблем современной системы образования России до недавнего времени оставался разрыв цепочки «школа – техникум/вуз – предприятие», нарушенной в годы перестроечных реформ. Рынок труда остается переполненным специалистами с менеджерскими, финансовыми и экономическими дипломами. Согласно данным Росстата за 2020 год, треть всех выпускников сегодня не работают по специальности. Но при этом в известных и успешных компаниях, на стабильно работающих предприятиях и в госсекторе сохраняется кадровый дефицит.

Актуальность решения данной задачи недавно вновь подтвердил и Глава УР Александр Бречалов во время рабочей встречи с сотрудниками Концерна «Калашников» и Ижевского механического завода. И одним из шагов к изменению ситуации на рынке труда должно стать создание спецклассов. Они, с одной стороны, должны дать школьнику более глубокие знания по выбранному направлению, с другой – помочь составить максимально приближенное к реальности представление о будущей сфере деятельности и профессии.

– Кадры растим. Работа системная, начинаем со школьной парты. В школах республики открыты около 500 инженерных, медицинских, экономических, гуманитарных, IT и агроклассов, – отметил на своей официальной странице в соцсетях Глава республики.

Предполагается, что большинство школьников, окончивших один из специализированных классов, при поступлении выберут соответствующие профилю специальности, а значит, проблема дефицита кадров в среднесрочной перспективе будет решена или во всяком случае стоять не так остро. Благодаря проектам Министерства сельского хозяйства УР, Министерства цифрового развития УР, вузам республики открываются агроклассы, IT-классы, классы психолого-педагогической направленности и другие. На сегодня они действуют в 158 учреждениях среднего образования Удмуртии.

При этом на базе одной школы могут успешно функционировать спецклассы по различным направлениям подготовки. Так, например, статус Республиканской инновационной площадки профориентации с акцентом на точные науки был присвоен можгинской СОШ № 9. В учебном учреждении были открыты классы по направлениям «Инженерный», «IT», «МЧС» и «Футбольный».

Юные академики и будущие врачи

Одним из наиболее ярких примеров спецклассов стало открытие опорных школ под эгидой Российской академии наук. В Удмуртии к проекту подключились сразу три учебных заведения – это ижевские лицеи № 29, 14 и 41. Всего же по стране было открыто 110 опорных школ в 32 регионах страны.

Целью проекта является обеспечение максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей. А впоследствии – на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. В рамках опорных школ академики РАН ведут комплексную работу как с учениками, так и с преподавателями, начиная от учебных программ и заканчивая предоставлением настоящего научного оборудования и участием в создании современных лабораторий на базе образовательных учреждений. В перспективе республика получит целую плеяду молодых ученых, готовых разрабатывать и внедрять в жизнь инновационные проекты.

В период пандемии особенно остро высветилась и проблема дефицита кадров в сфере здравоохранения Удмуртии. И в 2021-2022 учебном году для учащихся Лицея № 14 был открыт медицинский класс. По окончании двухгодичного обучения каждый школьник получил свидетельство о начальном профессиональном медицинском образовании по программе «Младшая медицинская сестра (брат) по уходу за больными». Безусловно, профильная подготовка для ребят должна стать прекрасным стартом для последующего поступления в медицинские вузы. Но полученное ими свидетельство также дает возможность выпускникам трудоустроиться в одно из медицинских учреждений республики и сразу по окончании школы.

Воспитанники «Купола»

К общему тренду подключились и ведущие предприятия республики. Так, ИЭМЗ «Купол» сотрудничает сразу с несколькими школами. Первый «Куполкласс» был организован в лицее № 29 в 2017 году. В 2020 году такие классы приступили к учебе уже в школах №№ 80, 89, 20, 42, 25, 69, «Столичном лицее» и других. Для учащихся организованы дополнительные занятия по базовым предметам (математика, физика, информатика, инженерная графика), олимпиады.

Дополнительно к этому лицеисты ведут работу в кружках научно-технического творчества на базе ТРИТ, ИжГТУ, Кванториума и Академии «Калашников». Каждое лето они проходят стажировку в производственных подразделениях «Купола» под руководством конструкторов, технологов и ИТ-специалистов.

На площадках заводского Форума научно-технического творчества молодежи школьники получают реальную возможность влиять на производство – защищать и воплощать свои идеи, способные дать импульс развитию технологий и разработке новых продуктов. Многие выпускники «Купол-классов» принимают решение войти в программы целевой подготовки специалистов для предприятия, и получают направления в ведущие вузы страны, а также дополнительную стипендию на период обучения.

Кадры для АПК

Первые агроклассы в рамках образовательного проекта «Кадры для АПК – со школьной скамьи» по инициативе регионального Минсельхоза запустили в Удмуртии еще в 2019 году. Первоначально проект развернулся в четырех учебных заведениях республики – ижевской гимназии № 83, Республиканском лицее-интернате (Завьяловский район), Сигаевской и Кигбаевской сельских школах.

Программа обучения направлена на углубленное изучение профильных агропредметов. Сельским агроклассникам преподают введение в аграрные профессии, животноводство, растениеводство и механизацию сельского хозяйства. В роли учителей выступают специалисты-практики из различных областей АПК. Практические занятия проходят на таких производственных площадках, как сельхозпредприятие «Мир» Воткинского района, завод по переработке молока «МИЛКОМ», тепличный комбинат «Завьяловский» и Ижевский ипподром.

Внешкольная подготовка

Осенью 2020 года в Удмуртии открылось 42 центра «Точка роста» в сельских школах и в Можге. Общий объем финансирования тогда составил почти 47 млн рублей. Всего же в регионе в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» за ближайшие три года откроются 157 «Точек роста». Также для школ РАН выделяются средства на обеспечение материально-технической базы. По федеральному проекту «Успех каждого ребенка» в Удмуртии создан Дом научных коллабораций. Это центр, который реализует дополнительные общеобразовательные программы в учреждении высшего образования, в том числе для детей из сельской местности.

Комплексная работа, проводимая в республике, по созданию специальных классов уже показала определенные положительные результаты. По итогам Всероссийской олимпиады школьников 2022 года из 57 победителей и призеров 48 были подготовлены учреждениями повышенного уровня – лицеями, гимназиями, школами с углубленным изучением отдельных предметов. Дипломы олимпиады позволят школьникам получить дополнительные баллы по ЕГЭ, помочь на вступительных экзаменах в вуз. По абсолютному количеству победителей и призеров Удмуртия в этом году заняла шестое место в России и второе в ПФО. По эффективности участия – на 1-м месте с Санкт-Петербургом. По количеству победителей и призеров на 100 тысяч населения

Удмуртия на 5-м месте.

Дмитрий Горубнов

Количество профильных классов в школах Удмуртии по различным направлениям подготовки:

47 инженерных, политехнических, инженерно-технологических (охват 827 детей);

9 медицинских (186 детей);

92 IT-профиль (2126 детей);

20 спортивных (474 детей);

18 художественно-эстетических (343 ученика);

101 кадетский, МЧС, школа полиции (классы с общевойсковой подготовкой) (2271 ученик);

75 гуманитарных (1370 детей);

8 педагогических (173 ученика);

26 социально-гуманитарных (542 ученика);

1 класс по договору с предприятиями (13 детей);

4 нефтяных класса (74 ученика);

4 агропрофиль (75 детей);

25 естественнонаучных (349 детей);

1 класс по договору с вузами (20 детей);

2 робототехнических (58 детей);

21 экономический (380 детей);

22 математических (493 ученика);

30 физико-математических (590 детей);

18 химико-биологических (236 детей);

206 другое (3776 детей).

Материал подготовлен на основе данных, предоставленных Министерством образования и науки Удмуртской Республики.