• 01 сентября 2022 15:36
  • 903
  • Время прочтения: 6 мин

Марина Рудольская: Наша школа – школа возможностей

Марина Рудольская: Наша школа – школа возможностей
Сегодня особенно ясно, что ускоренное развитие страны с упором на собственные силы и ресурсы – задача на десятилетия. И ее решение невозможно без современного образования, которое должно уже в школе раскрывать таланты ребенка и закладывать фундамент его дальнейших успехов в профессии и в жизни. Сильную Россию будущего построят только умеющие самостоятельно мыслить высокообразованные люди, уверенные в себе, в своих силах и в высоком предназначении своего Отечества. Это и есть идеальная модель выпускника, к которой сегодня стремится любая школа. Тем ценнее опыт лучших педагогических практик. В том числе и практик ИЕГЛ «Школа-30» во главе с Мариной Рудольской.

«ДК»: Марина Ивановна, предлагаем начать разговор с итогов минувшего учебного года.

М.Р.: Начиная очередной учебный год, мы прогнозируем его результаты и планируем работу так, чтобы их достичь. Но итоги прошедшего года были для нас неочевидными. Нынешние выпускники из-за пандемии не сдавали ОГЭ в 9-м классе, не пережили и не прочувствовали атмосферы серьезных испытаний, и нас очень беспокоило, как они перенесут экзаменационный стресс. Поэтому постарались создать им максимально комфортные условия. В итоге дети сдавали экзамены спокойно, уверенно, и в абсолютном большинстве случаев получили те результаты, на которые рассчитывали.

В цифрах эти результаты выглядят так: качество знаний по школе по итогам аттестации составило 71%. Выпускные экзамены прошли по 11 предметам. Из 78 выпускников 4 сдали ЕГЭ на 100 баллов: по одному по литературе и информатике и двое по русскому языку. 36 наших выпускников набрали более 90 баллов хотя бы по одному предмету. 10 выпускников окончили лицей с золотой медалью «За особые успехи в учении» и пятеро – с медалью г. Ижевска.

«ДК»: Вам известны их дальнейшие намерения?

М.Р.: Окончательных итогов вступительной кампании еще нет, но традиционно наши выпускники поступают в топовые вузы страны. В Москве это МГУ, МГИМО, ВШЭ, Физико-технический университет, Университет им. Баумана, 1-й и второй мед. В С.-Петербурге – СПбГУ, ИТМО и Горный институт. В Казани – КФУ и КАИ. В Нижнем Новгороде – Правовая академия.

«ДК»: Как они себя чувствуют в таких вузах?

М.Р.: Чувствуют они себя уверенно. Откуда мы это знаем? Они, приезжая в Ижевск, обязательно приходят в лицей – ко мне, к своим учителям, классным руководителям, друзьям, делятся впечатлениями и планами. Обобщая эту информацию, могу сказать, что чувствовать себя уверенно им помогают, во-первых, привитая в лицее привычка к системной работе, когда новые знания и умения добываются не от случая к случаю, а ежедневно, и во-вторых – наработанные в лицее коммуникативные навыки. Не случайно наши выпускники часто становятся старостами групп, членами студсоветов, рано определяются с местом будущей работы и демонстрируют высокую социальную активность и ответственность. Нас это очень радует и вдохновляет.

«ДК»: Многие ли после вуза возвращаются в республику?

М.Р.: Немногие. Большинство остается в крупных государственных и частных компаниях, исследовательских центрах разных городов страны. А почему вы об этом спрашиваете?

«ДК»: Существует распространенное мнение, что выпускник школы или вуза должен остаться на своей малой Родине и трудиться на ее благо. В этом случае учебное заведение выполнило свою миссию.

М.Р.: Я с этим не согласна. Из республики уезжают не только наши выпускники. В школах и интернатах при топовых вузах учатся много наших учеников, которые заявили о себе на олимпиадах. Да, нам жаль их отпускать. Но нельзя ограничивать их право на максимально полную реализацию своего интеллектуального и духовного потенциала. И если ребенок сумел поступить в знаменитый вуз и успешно в нем учится, то кому от этого плохо? И если он, выучившись, остается в каком-то крупном городе, то это значит, что страна получила еще одного талантливого и перспективного специалиста. Подчеркиваю – страна, наша Россия. Я вижу миссию нашей школы в том, чтобы работать в интересах детей и страны в целом.

Правда, в последние пять лет ситуация начала меняться. В прошлом году примерно 25% наших выпускников остались в республике и поступили, в основном, в ИГМА, и несколько человек – в ИжГТУ. Может быть, сказалось то, что мы открыли у себя медицинские классы, а ИГМА увеличила целевой набор на бюджетные места. Выводы делать рано, но тенденция наметилась.

«ДК»: Чтобы получать такие результаты, какие получает ваш лицей, у детей должна быть очень высокая мотивация.

М.Р.: На самом деле составляющих, которые обеспечивают результат, гораздо больше. Но основная названа верно. Мотивацию к учебе мы стимулируем и развиваем уже в начальной школе. У нас она погружена в общешкольную атмосферу постоянной интеллектуальной и духовной работы, соревновательности, преодоления собственной лени, инертности и неуверенности. Для этого наши дети с первого класса участвуют в олимпиадах – школьных и тех, которые проводит УдГУ, и заявлены на различных интернет-платформах. А в этом году мы решили сделать еще один шаг. 17 лет на базе различных лагерей работает наш летний выездной лагерь «Академгородок». До сих пор в нем занимались рекомендованные педагогами ученики 7-х и далее классов, которые углубленно получают знания по тем или иным предметам и готовятся к олимпиадам разного уровня. Так вот, в 2023 году мы планируем вывезти в «Академгородок» и учеников начальных классов. Человек двадцать. Погрузим их в это замечательное пространство творчества, свободного обмена знаниями, открытых дискуссий, радости новых открытий и достижений. Попробуем. Если получится и детям понравится, через год сорок человек повезем.

Я говорю о начальной школе, потому что именно в ней все и начинается. Для того чтобы ребенок хотел учиться, ему должно быть интересно и по силам. И мы не ломаем, не принуждаем его, а аккуратно вовлекаем в общий процесс. Он видит общую увлеченность учебой, успехи одноклассников, старшеклассников и сам начинает тянуться за ними. Для нас начальная школа, пользуясь спортивной терминологией, – это та гора разгона, на которой прыгун с трамплина набирает скорость. А дальше – стол отрыва (основная школа) и свободный полет.

Возвращаясь к стимулам. Конечно, тут огромную роль играет пример лучших учеников – победителей и призеров олимпиад – и выпускников, ставших студентами лучших вузов страны. Сильным мотиватором являются выпускники (студенты МГУ и ВШЭ), которые специально приезжают в «Академгородок» и в зимний лагерь по подготовке к олимпиадам, чтобы прочитать детям цикл лекций, провести тренинги или мастер-классы. Дети невольно примеряют их судьбу на себя, представляют себя в подобной роли. Подводя черту, скажу так: если вы не просто научили детей учиться, а сумели сделать этот процесс радостным, приносящим удовольствие и формирующим их личность, то вы сделали основное. Остается только поддерживать и развивать сложившуюся систему, эффективность которой поразительна. Знаете, как и где наши дети отмечают дни рождения? Они всем классом идут на какие-то квесты, в Кванториум, в центры виртуальной реальности. Даже летом рвутся в школу. Нет, они нормальные дети: и танцуют, и поют, и в соцсетях сидят. Но развлечения у них на втором месте, а на первом – познание нового, постоянная проба своих сил.

«ДК»: При таком подходе и учителя в вашей школе должны быть какие-то особенные.

М.Р.: Я ими горжусь. Они проводят не более 20-22 уроков в неделю, потому что стремятся сделать каждый урок максимально насыщенным, ярким, интересным и запоминающимся. Самоотдача полная, энергетические затраты огромные. Но и результат, как видите, впечатляющий. В частности, это еще и потому, что мы очень аккуратно подходим к приему молодых учителей. Мы их сами отбираем из лучших выпускников ГГПИ, предоставляем им комнаты в общежитии при школе, у каждого из них свой наставник. Сегодня у нас работают 10 молодых учителей, и все, как мне кажется, с большим педагогическим будущим. Вообще, должна заметить, что наша школа – это школа возможностей и для детей, и для педагогов. Помогая детям открывать себя и развивать свои лучшие качества, мы и сами становимся участниками этого процесса.

«ДК»: Поделитесь с читателями планами на предстоящий год.

М.Р.: Его основные итоги будут не хуже тех, что мы получили в этом году. О нашем намерении включить начальные классы в работу «Академгородка» я уже сказала. В новом году всем учителям школы предстоит освоить новые IT-технологии, будем усиливать работу школьных психологов – тут есть большой резерв для совершенствования. И продолжим соединять старые традиции с инновациями. Это у нас получается максимально эффективно. Например, на базе школьного музея мы создали галерею портретов наших учеников и учителей, погибших во время Великой Отечественной войны, и встали с ними в ряды «Бессмертного полка». И получилось так, что дети и их родители несли и эти портреты, и портреты своих погибших родственников. Эмоциональный эффект потрясающий. В следующем году будем заявляться отдельной колонной, потому что и детей на «Бессмертный полк» приходит много, и их родители предпочитают идти вместе с детьми. А в целом повторю: система отлажена, и нужно лишь следить за тем, чтобы все ее элементы функционировали максимально эффективно.

«ДК»: Успехи школы очевидны. Чем из сделанного гордитесь лично вы?

М.Р.: Во-первых, тем, что нам удалось создать современную материально-техническую базу школы. На старте все было очень скромно и примитивно. Сегодня даже затрудняюсь сказать, чего из необходимого у нас нет. Во-вторых – кадровым составом школы. Он сегодня отлично сбалансирован и очень близок к оптимальному. И наконец, тем, что к нам идут дети из других – часто очень сильных – школ. В нынешнем году на 30 мест в 5-м классе заявилось 200 с лишним детей (7 человек на место!). Примерно такой же конкурс в 8-е и 10-е классы. Если дети хотят учиться в твоей школе, значит, школа на верном пути.

Виктор Чулков