Школа ума и души
Помоги детям!
Много лет мы слышим сетования: «У страны нет образа будущего» . Мы согласились бы с этим тезисом, если бы не побывали в лучших школах Удмуртской Республики, в том числе в ижевском Информационно-технологическом лицее № 24, который создает это будущее здесь и сейчас. Без лишнего пафоса, бережно относясь к своей истории и традициям, последовательно помогая детям осваивать механизмы и закономерности развития цифрового мира и одновременно находить себя в сложном многообразии социокультурных отношений.

Идеология всего, чем в лицее заняты педагоги, дети и их родители, о чем нам рассказали его директор Ольга Михайловна Грудцина, ее заместители Ирина Анатольевна Мельникова и Елена Максимовна Дубник, – это идеология добра и созидания.

История – живая часть современности

С 1935 года школа, дважды поменяв свой статус, сохранила однажды присвоенный ей номер 24 и обыгрывает это число в своих девизах и проектах. Потому что выпускники всех поколений должны знать: их «второй дом» жив, ждет их и всегда им рад. Несмотря на все перемены, он не изменяет своим традициям и гордится местом в истории города, республики и страны.

Основная цель у любой школы одна – отвечать требованиям времени. Вопрос в том, как его понимать. Людмила Германовна Погудина понимала его правильно, и ее трудами в 1997 году школа № 24 стала гимназией, которая работала по собственной концепции «Русский дом». На пике «лихих 90-х» она занялась духовным, нравственным и патриотическим воспитанием детей. И, как это видно сегодня, не ошиблась.

Цифровая эпоха

В 2016 году, когда в гимназии стало доминировать новое – уже цифровое – поколение учеников, был сделан следующий решительный шаг – гимназия превратилась в ИТ-лицей. Но с благодарностью бережно хранит и развивает гуманистический фундамент, заложенный Л.Г. Погудиной. Так, костяком расписания лицейской жизни остались русские календарно-обрядовые праздники. Начинающие рационалисты-айтишники каждый год весело и с выдумкой отмечают Рождество, день Зиновия Синичника, Троицу и праздник Ивана Купала, колядуют и веселятся на Покровских посиделках. В течение учебного года в лицее проходит не менее четырех мероприятий в неделю. Их инициаторы, организаторы и участники – это 7 (!) детских общественных объединений и верховный орган ученического самоуправления – ученический совет. Между прочим, в 2017 году он вошел в ТОП-5 лучших ученических советов России.

По словам О.М. Грудциной, переход в новое качество дался нелегко. Прежде всего – коллективу педагогов-гуманитариев. Но веление времени, ожидания учеников и школа компетенций для учителей быстро привели все к общему знаменателю. Коллектив осознал необходимость перемен и сегодня относится к ним как к неотъемлемой части своей жизни.

А перемены в лицее происходят постоянно. Сохранив гуманитарное профильное направление обучения, лицей открыл новые – информационно-технологическое, социально-экономическое и химико-биолого-технологическое. И все направления – с повышенным уровнем информатизации и цифровизации, в которые ученики вносят довольно существенный вклад. Вплоть до разрабатываемого ими телеграм-бота, который будет отражать все изменения в расписании уроков и мероприятий.

Углубленное изучение математики, информатики, программирования, освоение азов робототехники с одновременным формированием хард-, софт- и селф-компетенций приносят свои плоды. Только в 2021 году и только по программе Ворлдскиллс один из учеников лицея вошел в пятерку лучших в стране в направлении «Web-разработка. Юниоры». Два других заняли вторые места в региональном этапе чемпионата «Юниор. Профи». А неоднократный участник Национальной технологической олимпиады стал финалистом в трех профилях, в одном из них призером, а в другом – победителем.

Создавая будущее

Отличительная черта ИТ-лицея № 24: здесь дети учатся, соучаствуя в реализации «взрослых проектов». С 2017 года лицей выиграл 4 федеральных гранта на сумму почти 12 млн рублей. Последний из них (2022 год) – президентский грант на реализацию проекта «МедиаФест.Школа – всероссийский фестиваль-соревнование молодежных медиацентров при школах России». Он крайне интересен и сам по себе, поскольку лицею доверено дистанционно обучать активистов школ России навыкам работы в медиа, провести в очной форме Всероссийский фестиваль-соревнование молодежных медиакоманд и создать Ресурсный центр по поддержке движения школьных медиацентров. Но этот проект вдвойне интересен и ценен тем, что в его реализации в качестве соисполнителей выступают, кроме педагогов, ученики и выпускники лицея.

Успехи лицея были бы скромнее, если бы не действенная поддержка Попечительского совета и Совета отцов лицея, Управления образования Администрации Ижевска и Министерства цифрового развития УР. Но на то и лицей, чтобы умом и душой объединять вокруг себя и воплощать в жизнь все, от чего зависит наше будущее.

Виктор Чулков