Профессиональный подход
Городское развитие WBCMedia
Ижевская многопрофильная школа № 74 – самая крупная в республике по числу обучающихся: в этом учебном году открыт второй, технически оснащенный корпус школы. В начале сентября там побывал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. МАОУ СОШ № 74 – одно из немногих образовательных учреждений в Удмуртии, где эффективно реализуется проект ранней профессиональной ориентации учащихся. Деятельность таких профильных классов курирует директор Надежда Онищенко.

– Надежда Эмильевна, 2 340 школьников под одной крышей! Как справляетесь с таким количеством?

– У нас теперь, образно выражаясь, не одна, а две крыши! Продолжаем учиться в старом корпусе на улице Ленина, 168, и появился второй дом здесь, на улице Ильфата Закирова, 26. Количество учеников, конечно, впечатляет, и это обязывает нас «держать» качество образовательного процесса на должном уровне. Но педагогический коллектив у нас опытный, командная работа – на «5» баллов, так что с поставленной задачей будем справляться! Убеждена, добиться желаемого результата гораздо проще, когда существует доверие к сотрудникам. Победить в общем деле можно только командой, это понимают все, поэтому в моем коллективе любимый вопрос: «Чем помочь?».

– Сейчас крайне актуальна ранняя профессиональная ориентация школьников. И ваша многопрофильная школа предлагает сразу несколько направлений развития профессиональных интересов. Как помогаете своим ученикам в выборе профессии?

– Пять лет назад руководство Удмуртии обозначило проблему: дефицит кадров в медицинской сфере. Была поставлена задача – сориентировать выпускников школ на наши образовательные учреждения: Ижевскую государственную медицинскую академию и медколледжи в разных городах республики, чтобы после получения дипломов молодые специалисты оставались работать в родном регионе. Но решать кадровый вопрос нужно еще со школьной скамьи! Для этого запустили пилотный проект «Медицинский класс» в рамках развития предпрофессионального образования. Обучаясь в этом классе, школьники на деле понимают, какие знания и личностные качества нужны, сколько времени потребуется на приобретение профессиональных навыков. Была создана целая сеть таких классов. Учащиеся нашей школы на протяжении двух лет посещали занятия в Ижевском медицинском колледже и регулярно обучались в Симуляционно-аттестационном центре на базе 1-й РКБ. Кстати, там проходят курсы повышения квалификации практикующие врачи! Представьте, насколько высок уровень оснащения этого центра! Затем, уже в 10-11-х классах, получив полезный практический опыт, часть старшеклассников уверенно стала готовиться к поступлению в медицинский вуз. Участвуя в проекте, мы заключили договор с ИГМА на целевую подготовку специалистов, была разработана программа учебной и внеурочной деятельности. Лекции школьникам читает профессорский состав, это совершенно другой уровень. Обучающимся предложено участвовать в научных конференциях, онлайн-семинарах. Кроме того, организована практика в реальных условиях медучреждения, где ребята ознакомились с работой врачей. И еще важный момент – пройдя обучение в медколледже, школьники получают свидетельство о профессиональном обучении «Младшая медицинская сестра по уходу за больным».

– При формировании IT-классов используете такой же системный подход?

– Здесь партнером выступил ИжГТУ, где предъявляют высокие требования к уровню владения физикой и математикой будущих абитуриентов. Преподаватели Технического университета совместно со школьными учителями написали специальные программы именно для IT-классов. Началось углубленное изучение физики, математики, информатики и программирования. Благодаря чему наши школьники серьезно повышают уровень базовых знаний по этим предметам. Еще одним направлением развития информационно-технологического профиля является участие в проекте «IT-вектор образования». Проект решает важную задачу по подготовке квалифицированных кадров в ИТ-отрасли.

– Надежда Эмильевна, получается, многопрофильная школа № 74, таким образом, встроена в вертикальную систему «школа – колледж – вуз – предприятие»?

– Абсолютно точно. И радует, что власти города и республики «протягивают руку помощи», потому что концепция профильного обучения была принята еще в 1998 году.

1/1

– Как ваши достижения в этих направлениях деятельности сочетаются с федеральным проектом «Билет в будущее»?

– Удачно сочетаются. «Билет в будущее» и «ПроеКТОриЯ» дополняют друг друга. Во-первых, дети получают представление о мире профессий и их востребованности. Во-вторых, систематизировано посещение учреждений СПО, чтобы понять, насколько это близко школьнику и где он сможет обучиться условной специальности. И очень помогает организованное тестирование. Для меня как руководителя это важно, потому что проекты скорректировали профориентационную работу. А если вообще размышлять о подобной деятельности, то можно сказать однозначно: дети – самый надежный банк в мире, что вложили, то и получим! Так что мы уверенно творим будущее!

Константин Ижболдин