Школа мужества. Как погоны на плечах формируют личность
В Ижевской школе кадетского движения каждый учебный день начинается с подъема государственного флага. Ученики носят почти военную форму с погонами и знаками различия. В распорядке особое место занимают занятия по строевой и физической подготовке. У некоторых рафинированных родителей все это вызывает неоднозначную реакцию. Дескать, «онижедети», зачем школьникам все эти тяготы и лишения?! Но директор кадетской школы Надежда Александровна Горяйнова убеждена: именно кадетов отличают дисциплина, самостоятельность, взаимовыручка и ответственность за свои слова и поступки.

– Задача педагогов нашей школы – воспитать и сохранить личность ребенка, – рассказывает Надежда Горяйнова. – Нам удается не только дать детям знания в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, но и сохранить индивидуальность каждого ученика. В результате наши выпускники имеют хорошие знания и оценки в аттестатах, любой из них является личностью и четко представляет себе свой дальнейший жизненный путь. Кроме того, те, кто заканчивает нашу школу, как правило, остаются в Удмуртии, потому что патриотизм для нас не пустой звук.

Наиболее тесно кадетская школа сотрудничает с Управлением федеральной службы войск Национальной гвардии РФ по Удмуртской Республике. Иначе, наверное, и быть не могло. Ведь командир удмуртского ОМОНа, полковник полиции Олег Матвеев сам когда-то окончил эту школу. Лучшего примера для воспитания сегодняшних школьников, пожалуй, не найти. Полковник Матвеев – кавалер трех орденов Мужества, медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, трижды награжденный медалями «За отвагу» – настоящая легенда правоохранительных органов республики. В августе нынешнего года кадетской школе было присвоено имя Олега Матвеева. Эту инициативу одобрила муниципальная комиссия содействия охране памятников истории и культуры, наименованию и переименованию, после чего глава города Олег Бекмеметьев подписал соответствующее постановление.

Военно-спортивные компоненты, занимающие приоритетное место в учебном процессе кадетской школы, только способствуют повышению качества знаний. В педагогическом коллективе – сплав молодости и опыта. Применяются как традиционные методы обучения, так и принципиально новый подход. Не случайно Надежда Горяйнова называет свой коллектив «командой развития». Но без военной терминологии не обходится и здесь.

1/1

В нынешнем году в кадетской школе сформирована «научная рота», объединяющая педагогов и старшеклассников. Возглавляет это подразделение заместитель директора по научно-методической работе Роман Санников. Активный и неравнодушный молодой педагог, помимо работы в школе возглавляет молодежный парламент при Городской думе Ижевска, а также руководит региональным штабом Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы». Задача «научной роты» – разработать программу развития школы. Консультирует роту Эдуард Бурганов, менеджер просветительского образовательного проекта «Семья – основа воспитания гармоничной личности ребенка». Во многом благодаря его помощи школьная «научная рота» только в нынешнем сентябре выиграла два гранта для реализации принципиально новых образовательных проектов.

– То, что в нашей «научной роте» ученики работают над проектами вместе с учителями, дает особый эффект, – говорит Роман Санников. – Мышление у детей не имеет искусственных ограничений, оно не зашоренное. Именно ученики подсказывают нам много свежих идей, которые мы потом воплощаем в жизнь. С другой стороны, сами дети привыкают к тому, что вся их жизнь в дальнейшем будет состоять из постоянных проектов, требующих планирования.

Предполагается, в частности, что через пять лет уже к восьмому классу все ученики смогут определиться с дальнейшим профилем своего обучения, и будут углубленно изучать те предметы, которые пригодятся им в выбранной профессии. Сейчас в школе 10 старших классов работают по четырем профильным направлениям: химико-биологическому, физико-математическому, юридически-правовому и военному. Фактически это подготовка к поступлению в соответствующие вузы. Курирует классы молодой педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Алия Каюмова.

– Раньше даже в девятом классе, когда перед учениками встает первый выбор дальнейшего жизненного пути, они не знали, как себя реализовать, – говорит Алия Каюмова. – Теперь мы даем каждому школьнику возможность выбрать направления для самореализации. При этом попробовать разные направления дети могут, начиная с пятого класса, и к моменту окончательного выбора они уже отчетливо представляют собственные желания и возможности.

Директор школы Надежда Горяйнова подчеркивает, что получение образования в кадетской школе дает выпускникам отличную возможность в будущем выбрать профессию офицера Росгвардии. Но главная миссия кадетской школы, конечно, не в пополнении личного состава правоохранительных органов. У тех, кто учился здесь, навсегда останутся заложенные в стенах школы нравственные основы кадетского товарищества и воинского братства. Не все станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами в кадетском учебном заведении nстараются сделать всех.

Дмитрий Чернов