• 09 сентября 2019 13:19
  • 1 458
  • Время прочтения: 8 мин

День в истории: военный летчик Петр Нестеров впервые выполнил «мертвую петлю»

День в истории: военный летчик Петр Нестеров впервые выполнил «мертвую петлю» Фото: автор «мёртвой петли» Пётр Нестеров и сама петля на почтовой марке 1963 года.
9 сентября 1913 года русский военный летчик Петр Николаевич Нестеров впервые выполнил фигуру «мертвая петля». Так в небе над Киевом родился мировой высший пилотаж.

От теории к практике

Петр Николаевич родился 27 февраля 1887 года в семье нижегородского офицера-воспитателя кадетского корпуса Николая Федоровича Нестерова. После неожиданной смерти отца семью, которая состояла из матери Маргариты Викторовны и четырех детей, настигли серьезные финансовые трудности, которые вынудили их переехать во Вдовий дом (так назывались дома призрения неимущих, увечных и престарелых вдов лиц, состоявших на государственной службе в Российской империи).

7 сентября 1897 года Петр поступил в Нижегородский кадетский корпус, где отец ранее служил воспитателем, и в 1904 году в числе шести лучших выпускников был направлен в петербургское Михайловское артиллерийское училище. Спустя два года, с отличием выдержав выпускные экзамены, Нестеров попал по распределению в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Проходя службу во Владивостоке, он лично разработал правила стрельбы на аэростате.

В 1910 году впервые отмечается увлечение Петра авиацией, делающей первые шаги в России, да и во всем мире. Нестеров даже сам построил планер и летал на нем, а чуть позже на основе изучения полета птиц разработал проект оригинального самолета без вертикального оперения. Идея была отклонена военным ведомством. Но Нестеров свой замысел не забросил, продолжал совершенствовать и продвигать, пока ведомство все же не одобрило проект, хотя и без предоставления средств. Во многом росту интереса к самолетам у молодого военного способствовало знакомство с Петром Соколовым – учеником основоположника гидро- и аэродинамики Н.Е. Жуковского.

В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного летчика, и уже в сентябре 25-летний поручик Петр Нестеров впервые полетел сам. В 1913 году он окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине, и в июне был приписан к 11-му корпусному отряду 3-й авиационной роты в Киеве, где вскоре стал командиром.

В это время он впервые познакомился с французским самолетом «Ньюпор», недавно принятым на вооружение русской армии. Именно этой модели суждено будет стать первой машиной, совершившей фигуру высшего пилотажа.

В том же 1913 году Петр Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя мощностью 120 л. с. с воздушным охлаждением. Позже он занимался строительством одноместного скоростного самолета, закончить которое помешала война.

Пионер высшего пилотажа

Тот самый Жуковский, с учеником которого Нестеров имел знакомство, предсказал «мертвую петлю» на бумаге еще в 1890 году. Сам родоначальник авиации поднимался в воздух всего один раз в жизни, но значение его теоретических трудов для мировой (и особенно русской и советской) авиации невозможно переоценить.

Сам Нестеров теоретически обосновал возможность «мертвой петли» в 1912 году. Петр Николаевич считал воздух «средой вполне однородной во всех направлениях», был уверен, что при правильном управлении самолетом воздух будет удерживать его в любом положении. Для доказательства своей правоты 9 сентября 1913 года Нестеров на самолете «Ньюпор-4» успешно выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости, положив начало мировому высшему пилотажу. Он так доверял своим расчетам, что перед выполнением фигуры даже не пристегнулся ремнями к самолету. Но в верхней точке петли он, вопреки предостережениям скептиков, не выпал — центробежная сила прижимала летчика к сиденью.

Как это обычно бывает в подобных ситуациях, в мире нет единого мнения относительно того, кто был первым исполнителем данной фигуры. Во Франции и в некоторых других европейских странах принято считать, что первым был французский пилот Адольф Пегу (Célestin Adolphe Pégoud), выполнивший трюк 6 сентября 1913 года на самолете Blériot XI. Пегу в какой-то мере повезло больше - он был довольно популярным летчиком-шоуменом, который часто давал представления на публику. Нестеров же был малоизвестным русским военным. Так или иначе, в России принято считать, что Пегу выполнил не «мертвую петлю», а S-образную фигуру, на короткое время оказавшись головой вниз.

1/4
Нестеров после "Мертвой петли".
2/4
Макет самолёта «Ньюпор», на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю».
3/4
Петр Николаевич Нестеров.
4/4
Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания.