Актуальные тенденции в развитии ЖКХ
В канун Дня работника бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства РФ, который в этом году отмечается 20 марта, был организован круглый стол на тему «Актуальные тенденции в развитии ЖКХ УР». Мероприятие совместно с журналом «Деловой квадрат» провели Удмуртская торгово-промышленная палата и Управляющая компания «АМ». Состоялся актуальный разговор и обмен опытом, которым поделились менеджеры управляющих организаций, представители коммуникационных компаний и разработчиков IT-решений в сфере ЖКХ, председатели общественных организаций. На встречу были приглашены руководители подразделений Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР, высших учебных заведений, муниципальных органов власти. В результате получилась диалоговая площадка с участием авторитетных экспертов, мнения которых представлены на страницах журнала.

Жилищно-коммунальное хозяйство активно трансформируется – с внедрением цифровых платформ в новостройках отрасль переживает техническое перевооружение. Потребители ресурсов все активнее применяют энергосберегающие технологии. Этому направлению тоже уделяется ключевое внимание в условиях ежегодного роста тарифов на энергоносители.

Александр Евсеев, член Общественной палаты РФ, председатель общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР»:

– Сегодня самая актуальная тема, которая обсуждается на федеральном законодательном уровне, – это новая стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Концептуально рассматривается механизм, предлагающий подбор управляющих компаний в домах, где присутствует временная управляющая организация, и в новостройках. Это будут гарантирующие качественное оказание услуг УК, которые станут выбираться на конкурсной основе. Это особенно актуально для небольших муниципальных образований, где не развита конкуренция за потребителя. И есть новые дома, где застройщик договаривается с конкретной управляющей компанией и продвигает свои интересы, которые не всегда соотносятся с интересами собственников МКД.

Снежный ком проблем

На круглом столе обозначили наиболее актуальные для собственников жилья проблемные вопросы, с которыми они обращаются в Государственную жилищную инспекцию. И большинство из обращений завязаны на взаимодействии с управляющими и КРУГЛЫЙ СТОЛ ресурсоснабжающими организациями. Во-первых, это содержание общего имущества в многоквартирных домах. Во-вторых, расчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги, что связано в том числе с ненадлежащим исполнением этих самых услуг. Многие обращения поступают по поводу неоперативного предоставления отчетов и ответов со стороны управляющих организаций. Размещение информации в ГИС ЖКХ регулярно вызывает вопросы у собственников жилья.

Также имеется сезонный характер жалоб, как, например, качество отопления в зимний период, очистка от снега общедомовой территории, межквартальных проездов, тротуаров и последующий его вывоз. В связи с этим экономически обоснованное предложение поступило от ученых главного технического вуза Удмуртии. Там озаботились, как можно при минимальных затратах освободить улицы Ижевска от снежных завалов, которые коммунальщики не успевают своевременно вывозить на полигон снегоотвала.

Дмитрий Хворенков, заведующий кафедрой «Теплоэнергетика» ИжГТУ имени М.Т. Калашникова:

– Мы определили среднестатистический объем снега, который вывозится с улиц Ижевска, и подсчитали, что количества сбросного тепла на ТЭЦ-1 достаточно, чтобы весь снег растопить. Технико-экономические расчеты и обоснование мы уже выполнили. С ПАО «Т Плюс» был согласован этот вопрос. Есть проблемы с логистикой, в частности, с подъездными путями на территорию ТЭЦ-1. На сегодня власти Ижевска не проявили интереса к этому проекту. Но мы его считаем перспективным и выполняем инициативно. Потенциальный инвестор, который бы вложил средства, по нашим подсчетам, окупил бы все вложения за пару лет. Такие пункты снегоплавления, конечно, нужно децентрализовать, исходя из транспортной логистики. Из Устиновского и Индустриального районов быстрее и дешевле доставлять снег на ТЭЦ-2. В городе имеются и другие теплоисточники, которые тоже можно использовать в этих целях.

Ренат Зиганшин, главный государственный жилищный инспектор УР:

– Для Ижевска своевременный вывоз снега на полигон – большая проблема. Единственное место складирования в пиковые моменты не справляется с приемкой снежных масс. Это приводит к тому, что компании, занимающиеся этой деятельностью, вывозят снег в неположенные места и тем самым наносят вред экологии и нарушают природоохранное законодательство. Поэтому опыт расплавки снежных масс на градирнях ТЭЦ-1 считаю очень полезным и применимым в городских условиях.

Грамотный управдом – друг человека

Сейчас в сфере управления многоквартирными домами работают примерно 120 УК и 500 ТСЖ. Рынок управляющих организаций в Удмуртии становится все более конкурентным, особенно в городах. Собственники жилья, они же заказчики, стали грамотными и требовательными потребителями жилищно-коммунальных услуг. Управляющие компании, которые стремятся расширяться за счет новых МКД, это оценивают трезво и понимают, что предложенные ими услуги должны как минимум соответствовать качеству и срокам исполнения. И, конечно, предлагают своим клиентам новые выгодные предложения.

Роман Овчинников, заместитель директора УК «АМ»:

– Одна из ключевых проблем сферы ЖКХ – непрозрачность расчетов за жилищно-коммунальные услуги. В основе нашей работы с собственниками жилья полная открытость и прозрачность. В частности, акты о сделанных работах мы публикуем ежемесячно, а не раз в год, как это делают большинство управляющих компаний. Разработанная цифровая система отслеживает все, что сделано нашими специалистами по обслуживанию объектов ЖКХ.

Тенденция на энергоэффективность

Во время мероприятия состоялась презентация Карты энергоэффективности многоквартирных домов на примере микрорайона в Ижевске, включающего 82 МКД. Дома, отмеченные на карте желтым, оранжевым и красным цветом, имеют высокий потенциал для повышения энергоэффективности. В частности, среди них есть дома, еще не оборудованные узлами погодного регулирования, не утеплившие трубопроводы и фасады. Выполнение этих и других мероприятий позволит собственникам получить существенную экономию по оплате коммунальных услуг. Также на карте отмечены серым цветом дома, не имеющие общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии. Это значит, что их жильцы платят по нормативам, а не по показаниям счетчиков, хотя это было бы выгоднее. Пока они не начнут вести учет ресурсов, для них даже выполнение энергоэффективных мероприятий не приведет к экономии денежных средств.

Александр Евсеев, член Общественной палаты РФ, председатель общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР»:

– Собрали информацию о потреблении тепловой энергии, подсчитали затраты на проведение капремонта в ГИС ЖКХ. В экспресс-оценке указано наличие или отсутствие общедомовых приборов учета, количество этажей, год постройки, площадь дома, расход тепловой энергии за определенный период. Этих данных достаточно чтобы сравнивать состояние домов между собой. Так выглядит программный продукт «Помощник энергоэффективного капремонта». Приведенный расход в гигакалориях на квадратный метр жилого помещения – это та база, которую мы сравниваем. Цветными флажками на карте указана степень энергоэффективности каждого дома. Этот инструмент мы готовы тиражировать.

Общественная организация направит письма в Министерство строительства и ЖКХ УР, в органы местного самоуправления с предложением взять этот опыт для тиражирования во всех муниципалитетах республики. Прежде всего, необходимо провести аудит потребления коммунальных ресурсов в своем доме: предварительный и более детальный. Первичный аудит, во-первых, может провести нанятая собственниками организация, занимающаяся техническим аудитом. Вовторых, совет дома или правление ТСЖ может сделать его самостоятельно, воспользовавшись программным продуктом «Помощник ЭКР» Фонда содействия реформированию ЖКХ. Он поможет оценить потенциал повышения энергоэффективности многоквартирного дома при выполнении работ. Также он позволяет собственникам подготовить заявку на участие в программе энергоэффективного капитального ремонта.

После аудита необходимо подготовить план мероприятий, который позволит с минимальными затратами получить максимальный эффект. Для каждого дома он индивидуальный. Он может включать утепление фасадов, чердака, подвала, трубопровода, установку узла погодного регулирования и другие технические работы. Следующими этапами будут определение источников финансирования и непосредственная реализация плана.

Умный дом – экономия времени и средств

В системе ЖКХ уже достаточно много примеров внедрения цифровых платформ. В целом по стране примерно 15% предприятий жилищно-коммунального хозяйства используют умные решения и автоматизацию в своей работе. Конечно, прежде всего, это внедряется в больших городах, где спрос на цифровую инфраструктуру заметно выше. В Ижевске несколько компаний конкурируют на рынке высокотехнологичных сервисов. Вкратце обозначим, что это дает конкретному собственнику-потребителю жилищно-коммунальных услуг:

- Высокий уровень энергосбережения в системе теплоснабжения, потребления воды и электричества.

- Экономия средств собственников за счет оптимизации процессов в управляющей компании и перераспределение средств на необходимые нужды МКД.

- Высокий уровень сервиса со стороны УК.

- Оптимизация приема показаний приборов учета.

- Безопасность проживания собственников на всей территории МКД с помощью консьерж-сервиса, систем видеонаблюдения и умного домофона.

- Автоматизация оплаты жилищно-коммунальных услуг через мобильное приложение.

Евгений Софронов, заместитель директора ПАО «Ростелеком в Удмуртии»:

– Облачная экосистема многоквартирного дома «Ростелеком КЛЮЧ» – это платформа для всех сервисов, объединяющая видеонаблюдение; возможность передачи проводным и беспроводным способом показаний всех счетчиков; управление шлагбаумом с автоматическим пропуском автотранспорта экстренных служб; управление системой доступа СКУД; определение по лицу; сохранение всех данных в облачном архиве.

Николай Сперанский, автор цифровой платформы «УМ ЖКХ»:

– Мы внедрили сквозную интеграцию. В Ижевске достаточно большое число управляющих компаний пользуются нашим программным обеспечением. Городская диспетчерская служба 072 также использует наше ПО. При взаимодействии с городской системой и частными системами УК все происходит автоматически. Если житель звонит в службу 072 и оставляет обращение, то диспетчер уже не звонит в УК, он просто фиксирует его, и оно автоматически уходит по адресу управляющей компании. И позже появляется отчет о проделанной работе.

Олег Зонов, председатель Совета депутатов Игринского района: – Круглый стол дал много полезной информации. Обо всех нововведениях и тенденциях в сфере ЖКХ мы обязательно расскажем на местах у себя в районе. Система контроля показаний приборов учета – актуальная тема. Цифровые платформы по сбору и передаче данных однозначно вызывают интерес. И в очередной раз подчеркну важность проектов по доступной и комфортной среде.

Доступная среда

Формирование комфортной городской среды в последнее время приобрело особое социальное значение. Доступность инфраструктуры для людей с ограничениями по здоровью ставится в приоритет при строительстве новых объектов и реконструкции зданий, куда предполагается доступ маломобильных групп населения. Поэтому создание безбарьерных условий в сфере ЖКХ такой же важный тренд, как и в системе общественного транспорта, здравоохранения, спорта, на объектах культурного назначения и в зонах отдыха.

Максим Воробьев, председатель Удмуртской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов:

– Когда вы организуете инфра - структуру доступной городской среды, думайте даже не об инвалидах, а о пожилых людях, женщинах с детскими колясками. Потому что пройти по пандусу гораздо безопаснее. То, что удобно людям с ограниченными возможностями, удобно всем.

Дефицит кадров

Еще одна проблема – кадровая, отрасли ЖКХ не хватает работников. Профессиональных специалистов не первый год выпускает ИжГТУ, но не в том количестве, что требуется развивающемуся рынку. Необходимо отметить тот факт, что система нацелена, прежде всего, на потребности компаний-поставщиков энергоресурсов. Для них в ИжГТУ организовано обучение по специальностям «Теплоэнергетика» и «Обращение с твердыми коммунальными отходами».

Ренат Зиганшин, главный государственный жилищный инспектор УР:

– При подготовке кадров в ИжГТУ акцент больше сделан на ресурсоснабжающих организациях. Это получение базового образования и повышение квалификации. К сожалению, нет образовательной программы, обучающей профессии по управлению МКД. Я хочу обратить внимание руководства наших вузов на необходимость данной специализации. И спасибо ИжГТУ за обучение будущих специалистов в сфере ЖКХ, которые проходят практику в подразделениях Государственной жилищной инспекции. Ждем также выпускников на вакантные места.

Альберт Мухаметзянов, директор МУП ЖКХ г. Можги:

– Сегодня в Можге наблюдается нехватка специалистов, средний возраст работника на нашем предприятии более 45 лет. Поэтому актуальный вопрос для нас – это подготовка профессиональных кадров для нужд ЖКХ на базе ИжГТУ. Есть желание наладить контакты с ижевским вузом.

Алексей Рыбаков, советник по связям с органами государственной власти Удмуртской торгово-промышленной палаты:

– Удмуртская торгово-промышленная палата поставила перед собой цель объединить предпринимателей в сфере ЖКХ для решения реально значимых задач. Круглый стол показал, насколько инновационно на современном этапе могут выглядеть любые действия по управлению МКД. Подобная активная работа будет продолжена и в ближайшее время, я уверен, принесет результат. Хотелось бы также поблагодарить партнеров по организации круглого стола УК «АМ» и журнал «Деловой Квадрат»!

«ДК» благодарит всех участников Круглого стола «Актуальные тенденции в развитии ЖКХ УР» за конструктивный диалог и обмен мнениями.

Константин Ижболдин