• 28 сентября 2020 16:22
  • 845
  • Время прочтения: 1 мин

Александр Бречалов: Глазов и Сарапул есть не только в Удмуртии, но и в Солнечной системе Фото: ntv.com.tr
Глазов и Сарапул - это не только города в Удмуртии, а еще и кратер на Марсе, и астероид Солнечной системы. Об этом 26 сентября рассказал глава региона Александр Бречалов на своей странице «ВКонтакте».

Марсианский Глазов – это имеющий диаметр почти 25 км так называемый ударный кратер (он образовался от падения крупного астероида). Кратеров диаметром более километра на Марсе существует сотни тысяч, но лишь около тысячи из них имеют собственные имена. Названия им присваивает Международный астрономический союз после соответствующих ходатайств ученых. Индивидуальные имена получают только те кратеры, которые представляют значительный интерес для исследований. Правило для присвоения названий кратерам Марса установили такое: если объект имеет диаметр от 50 до 99 км, в слове должно быть три слога, если меньше 50 км, то два слога. Глазов подошел по всем этим параметрам, а потому кратер на одной из ближайших к Земле планет носит название самого северного города Удмуртии.

Сарапул – это астероид №26851 (1992OV5) диаметром чуть более 6 километров, который вращается вокруг Солнца с периодом 4,5 земных лет. 30 июля 1992 года его открыл и описал бельгийский астроном Эрик Эльст. Ученый обнаружил его, работая в обсерватории Ла Силла в Чили, принадлежащей Европейской организации астрономических исследований в Южном полушарии. Любопытно, что Россия не является членом этой организации. Свое имя астероид официально получил в 2007 году. В пояснении сказано следюущее «Сарапул – это российский город на реке Каме, который был основан в XVI веке в качестве торгового центра на пути в Сибирь».

Справка:

Астероид (до 2006 года синонимичным было определение «малая планета») - относительно небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму и не имеют атмосферы, хотя при этом и у них могут быть спутники. Входят в категорию так называемых малых тел Солнечной системы.

Ударный кратер - углубление, появившееся на поверхности какой-либо планеты при падении космического тела (астероида, кометы, метеорита). На Земле обнаружено лишь около двухсот ударных кратеров диаметром от нескольких десятков метров до 300 км. Столь малое число таких объектов объясняется наличием атмосферы, при трении о которую большинство космических тел сгорает, не достигая поверхности нашей планеты.