Эксперты отмечают: современные цифровые инструменты уже существенно помогают преподавателям, но лишены главного — субъектности и педагогического понимания. Возможность замещения педагогов ИИ-агентами может появиться только с развитием AGI, и именно этот риск требует своевременного регулирования. По словам директора по аналитике и данным центра компетенций НТИ по направлению «Искусственный интеллект» МФТИ Игоря Пивоварова, качественное образование невозможно без человеческого отбора знаний: «Хороший учитель — человек, который прочитал не просто много книг, а правильные книги. ИИ мы скармливаем вообще все тексты и данные в мире. Все подряд и не важно в какой последовательности».
Особую роль в переходный период играет способность вузов выстраивать взаимодействие с технологиями, не подменяя ими сам процесс обучения. Директор центра трансформации образования МШУ «СКОЛКОВО» Ольга Назайкинская подчёркивает риски делегирования ключевых интеллектуальных функций машинам: «Люди из-за своей слабости или неосмотрительности могут захотеть себя подменять этим инструментом… Критическое мышление, способность задавать вопросы и ставить цели захотят делегировать искусственному интеллекту. В этом ключевая опасность».
При этом в российских университетах уже растёт запрос на развитие человеческих качеств: аскезу, офлайн-проекты, навыки коммуникации, творческое мышление. По мнению экспертов, именно человеческие способности — эмпатия, телесность, культурный код, этика — остаются ключевым преимуществом над самыми продвинутыми ИИ-системами и фундаментом качественного образования.
По оценке Центра трансформации образования МШУ «СКОЛКОВО», внедрение ИИ окажет влияние на все без исключения сферы университетской деятельности. Сильные технологические изменения уже происходят в четырёх направлениях:
• Процессы и управление — ускорение решений, повышение эффективности финансовых, кадровых и маркетинговых процедур;
• Образовательные модели — переосмысление целей обучения и результатов, которые необходимо получить в новой цифровой среде;
• Исследовательская деятельность — изменение организации научного труда и повышение качества итоговых исследований;
• Управленческие решения — расширение возможностей прогнозирования за счёт ИИ при сохранении ключевой роли человека в принятии решений.
Ректор Университета Иннополис Александр Гасников считает, что потенциал мощного ИИ в образовании можно сравнить с переходом от дирижаблей к самолётам: появляется инструмент, который способен радикально ускорить обучение и расширить доступ к знаниям.
По мнению экспертов, перспективы AGI открывают для вузов возможности масштабной трансформации. При грамотной «дозировке» технологий университеты смогут не только избежать угроз, но и значительно усилить образовательные результаты, сохранить роль преподавателя и повысить конкурентоспособность научных исследований.