• Сегодня, 21:00
  • 55
  • Время прочтения: 2 мин

Ижевский трамвай отмечает 90-летие

Ижевский трамвай отмечает 90-летие Фото: пресс-служба АГиП УР
Транспортное предприятие «ИжГЭТ» и весь Ижевск с гордостью празднуют 90-летний юбилей первого городского трамвая. За девять десятилетий своего существования, начиная с 18 ноября 1935 года, ижевский трамвай превратился из новаторского вида транспорта в неотъемлемую часть городской жизни, перевезя более 5,3 миллиарда пассажиров и пройдя путь, эквивалентный тысячам оборотов вокруг Земли, отметила пресс-служба администрации Главы и правительства региона

История трамвайного движения в Ижевске началась с открытия первого маршрута длиной 4,9 километра, который обслуживали всего пять двукабинных вагонов серии «Х». Уже тогда закладывались основы знаменитой ижевской трамвайной школы. Первые водители, среди которых были Мария Рязанова и Мария Коваленко, проходили обучение в Казани и работали в крайне сложных условиях, справляясь с холодом в неотапливаемых кабинах и льдом на путях при помощи деревянного скребка. Тем не менее, уже за первый год работы трамваи перевезли 3,6 миллиона горожан, подтвердив свою жизненную необходимость.

Дальнейшие десятилетия стали временем стремительного развития, поддерживаемого самоотверженным трудом коллектива. Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны, в 1941 году, был запущен второй маршрут. Вагоны в те времена выполняли не только пассажирские перевозки, но и играли важную роль в доставке раненых в госпитали и грузов для нужд фронта.

Настоящий расцвет ижевского трамвая пришелся на 60-70-е годы. Знаковым событием стало поступление в 1966 году первых чешских трамваев «Татра Т-3», которые вскоре стали визитной карточкой города. К 1973 году Ижевск первым среди городов РСФСР полностью перешел на эксплуатацию этих современных для своего времени вагонов. Удивительно, что один из тех первых «Татр» – вагон с бортовым номером «2213», выпущенный в феврале 1968 года, – до сих пор находится в пассажирской эксплуатации, являясь живой легендой и символом преемственности поколений.

Это богатое наследие служит прочной основой для динамичного развития «ИжГЭТ» в настоящее время. Одним из ключевых событий в обновлении парка стало поступление в 2020 году 16 современных низкопольных трамваев модели 71-911ЕМ «Львёнок» в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Эти высокотехнологичные вагоны не только предлагают повышенный комфорт для пассажиров, но и обладают способностью автономного хода до одного километра без подключения к контактной сети. Кроме того, объявление остановок на двух языках – русском и удмуртском – является важным шагом в сохранении и поддержке культурного кода региона.

За всеми впечатляющими цифрами, пройденными километрами и обновленными вагонами всегда стояли и продолжают стоять люди. Сегодня в «ИжГЭТ» трудится 1420 человек – водители, которые ведут трамваи в любую погоду, ремонтники, работающие глубокой ночью, специалисты, прокладывающие пути и обеспечивающие бесперебойное функционирование всей сложной системы. Особого упоминания заслуживают 212 водителей – именно они ежедневно обеспечивают безопасность и комфорт миллионов пассажиров.

Последние пять лет были отмечены значительной модернизацией инфраструктуры. В Ижевске отремонтировано 18,2 километра трамвайных путей (в однопутном исчислении), причем рекордные 6,9 километра пришлись на юбилейный 2025 год. Эти масштабные работы не только улучшили комфорт и безопасность поездок, но и заложили надежный фундамент для дальнейшего развития трамвайной сети на десятилетия вперед.