Слово «Сабантуй» переводится как «праздник плуга» («сабан» — плуг, «туй» — праздник). Исторически он отмечался в завершение весеннего сева — как благодарность земле и людям, обеспечившим будущий урожай. Этот праздник уходит корнями в древние земледельческие традиции волжских булгар и тюркских племён.
Позже Сабантуй стал национальным символом: днём, когда не важно, кто ты — пахарь, кузнец, учёный или школьник — все собираются вместе, чтобы радоваться жизни, показывать силу и ловкость, соревноваться, петь и веселиться.
С конца XIX века Сабантуй отмечается не только в татарских деревнях, но и в городах. В 2025 году его празднуют по всей России и даже за её пределами — в Казахстане, Узбекистане, Турции, Финляндии, а также в местах компактного проживания татарской диаспоры.
Точной даты у Сабантуя нет — он «плавающий». Обычно его проводят в течение июня: сначала в деревнях, позже — в городах. В Казани в 2025 году ожидается проведение главного республиканского Сабантуя в вторую половину июня, точная дата традиционно уточняется ближе к событию. В Ижевске называют дату 29 июня.
Сабантуй — это синтез древних обрядов и народного фестиваля с колоссальной энергетикой. Здесь нет пассивных зрителей — каждый становится участником.
Праздничная территория превращается в городок радости: звучит музыка, девушки в ярких сарафанах и калфах угощают чак-чаком, пожилые женщины читают народные стихи, дети рисуют хной и мастерят поделки.
Разворачиваются ремесленные ярмарки, поляны с национальной кухней, работают мастер-классы, звучат баяны, кубызы и народные песни. Это праздник семьи, корней и национального достоинства.
Исторически праздник начинался с обряда благодарности духам земли. Сегодня это выражается в общих пожеланиях добра, хлебосольства, уважения к труду. В некоторых деревнях по-прежнему сохраняются элементы обрядов — с угощением у истока, окроплением земли молоком и мёдом.
Сабантуй — это праздник, который не потерял смысла. Он объединяет поколения, даёт ощущение общности и возвращает к простым и важным вещам: работе на земле, уважению к природе, физической силе, радости общения.
Для татар он — часть культурной идентичности. Для всех остальных — возможность почувствовать национальный колорит, поучаствовать в настоящем празднике жизни, где не нужны маски и роли. Здесь каждый может быть собой — петь, смеяться, обливаться водой и бороться за главный приз.
Потому что это праздник, который проживается телом и душой. Ты не наблюдаешь — ты живёшь внутри него. Смеёшься, когда у кого-то падает яйцо с ложки. Подпевает бабушкам, читающим частушки. Снимаешь обувь и бежишь на старт, хотя тебе 37 и ты в джинсах.
Сабантуй — это как лето, скрученное в один яркий день. Он пахнет чаем, жареным мясом, травой, потом и смехом. И это — прекрасно.