Первое, что почувствует простой потребитель – это рост цен на товары в онлайне еще минимум на 5%, при том, что уровень годовой инфляции в стране уже приближается к 7%. Следующим станет заметное торможение в развитии сервисов E-comm, а онлайн-клиенты отличаются высокой чувствительностью к качеству услуг онлайн-торговли. Все это приведет к снижению общей покупательской способности в России. Кроме того, пострадать может и рынок труда, и сегмент МСП. Прогнозируется, что около 200 тыс. предпринимателей не смогут начать свое дело, а число не созданных рабочих мест составит около 297 тысяч.
«Развитие рынка E-comm замедлится почти в два раза и произойдет это прежде всего из-за невозможности маркетплейсов инвестировать в цифровые решения и инфраструктуру – склады, сортировочные центры, логистика, цифровые сервисы для продавцов и покупателей, пр. Объем недоинвестированных капитальных затрат к 2027 году может составить 580 млрд рублей. В результате чего бюджет страны за три года недополучит 2,3 трлн рублей налоговых отчислений. Причем данные негативные эффекты могут быть существенно больше, так как рынок E-comm связан с такими опорными отраслями экономики страны как недвижимость, логистика, финансовый сектор и др.» - отметила заместитель генерального директора ЦСР Лора Накорякова.
По словам заместителя генерального директора ЦСР Екатерины Папченковой, «в мире используется практика поддержки национальных почтовых операторов за счет взносов компаний-конкурентов, однако, по принципиально иной схеме. Во-первых, компенсируются только убытки от традиционных универсальных услуг почтовой связи, к которым не относятся новые услуги электронной коммерции. Во-вторых, облагаются платежом исключительно прямые конкуренты почты (частные почтовые операторы, автоперевозчики, экспедиторы). В-третьих, компенсируются только доказанные убытки гарантирующего поставщика от оказания универсальных услуг в отдалённых районах. В-четвертых, как правило, взнос делается с выручки компаний от оказания конкурирующих услуг, а не от всего оборота».
«Наряду с этим в мире используются механизмы, которые поощряют конкуренцию и эффективное оказание универсальных услуг, например, проводятся тендеры на определение гарантирующего поставщика убыточных универсальных услуг среди компаний-конкурентов. При этом может быть несколько компаний-победителей, каждая из которых будет оказывать универсальные услуги в определенном регионе» - уточнила она.
«В России данный механизм может быть актуален – согласно исследованию ЦСР маркетплейсы уже выступают гарантами электронной коммерции, так как доля онлайн-покупателей, которые регулярно пользуются услугами ПВЗ Почты России, при заказе товаров через маркетплейсы, не превышает 10%. Крупнейшие маркетплейсы России присутствуют во всех регионах РФ (кроме Чукотского АО), а в некоторых регионах (Мурманская область, Севастополь, Ханты-Мансийский АО Югра и др.) инфраструктура маркетплейсов развита лучше, чем инфраструктура Почты России. При этом удовлетворенность потребителей услугами фирменных ПВЗ маркетплейсов выше, чем услугами отделений Почты России», сказала Папченкова.
Таким образом, анализ инфраструктуры маркетплейсов и настроений потребителей говорит о том, что наличие гарантирующего поставщика электронной коммерции в лице Почты России не востребовано конечным покупателем и скорее может обсуждаться только применительно к конкретным отдаленным районам, где маркетплейсы не присутствуют или присутствуют в меньшей степени. Эксперты ЦСР отмечают, что по таким отделенным районам может быть составлен план по развитию электронной торговли, с одной стороны, и по сокращению убытка Почты России, с другой стороны.
При этом Левон Айрапетян, директор Центра фискальной политики ЦСР отмечает, что если цель состоит именно в поддержке Почты России, то ее можно реализовать через целый комплекс мер. Первый инструмент - покупка субъектами E-comm на коммерческой основе у Почты России услуг и сервисов, прибыль от которых послужит источником покрытия части убытка почтового оператора. Второй - прямая компенсация убытка Почты России из бюджета за счет налоговых поступлений от «обеления» продавцов на маркетплейсах, которое будет достигнуто при возложении на маркетплейсы функций налогового агента. И третий предлагаемый инструмент – сокращение самого убытка Почты России, в том числе через повышение цен на некоторые почтовые услуги для юридических лиц».