Есть повод: Через Ла-Манш по туннелю Фото: Газета.ру
Ровно 35 лет назад, 28 февраля 1988 года, французские рабочие со своего берега приступили строительству Евротуннеля через пролив Ла-Манш.

Начнем с того, что англичане и французы пришли к договоренности о строительстве данного тоннеля еще 60 лет назад - в далеком 1963 году. Однако, договор о совместной реализации проекта был подписан лишь в 1986-м! Он предусматривал прокладку тоннеля на глубине от 40 до 50 метров под дном пролива. Было решено соединить французский порт Кале с английским портовым городом Дувр. Таким образом, тоннель с железной дорогой запланировали примерно в том же месте, где на протяжении многих веков курсировали корабли из Франции в Англии и обратно.

Как говорится в китайской пословице «Любая, даже самая длинная дорога, начинается с одного маленького первого шага». Проходкой занимались машины, в головной части которых располагался 8-метровый вращающийся диск с вольфрамовыми резцами для измельчения породы. Ковш загружал выбуренную породу на конвейер, который отправлял ее на грузовой поезд и тот уже вывозил грунт на поверхность.

Почти за 3 года работы строители в общей сложности извлекли из-под Ла-Манша свыше 8 млн кубометров грунта. Наконец, 1 декабря 1990 года проходчики двух стран – француз Филипп Козетт и британец Грэм Фэгг и встретились в намеченной заранее точке под дном Ла-Манша. Но до открытия движения по тоннелю было еще далеко. Строителям еще предстояло сделать отделку стен, путейцам - уложить рельсы, а электрикам – установить контактный провод.

Официальное открытие Евротоннеля состоялось 6 мая 1994 года - в тот день первыми на поезде под Ла-Маншем проехали президент Франции Франсуа Миттеран и королева Англии Елизавета II. Однако, в полном объеме эксплуатация этого сооружения для скоростных поездов между Парижем и Лондоном началась лишь 14 ноября того же года.

Собственно подземный путь диной 50,5 километров состоит из трех тоннелей - двух основных, имеющих рельсы для движения поездов, и одного небольшого - служебного. Ежедневно по этой линии курсируют поезда четырех типов - от грузовых до высокоскоростных пассажирских, которые преодолевают тоннель всего за 20-35 минут.

В наши дни 430-километровая железнодорожная магистраль позволяет добраться с Северного вокзала Парижа до станции Сент-Панкрас в Лондоне (и наоборот). Ежедневно с интервалом в 1-2 часа отправляется от 10 до 18 поездов пар таких под названием «Евростар».

Любопытно, что движение поездов на этой магистрали левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании (см. фото внизу). По территориям двух стран поезда идут со скоростью 300 км/час, однако в туннеле снижают скорость до 160 км/час. Ежегодно через данную артерию проезжает до 9 млн пассажиров. Время в пути между двумя столицами у разных рейсов неодинаково и составляет от 2 часов 16 минут до 2 часов 55 минут. В зависимости от скорости движения цена билета для взрослого пассажира варьируется от 303-315 долларов в эконом-классе до 347-410 долларов в бизнес-классе.

Фото: compitent.ru