Как появились новогодние балы и наряды для них Фото: Куда сходить в Нижнем Новгороде
Среди атрибутов Нового Года, наравне с фейерверками и подарками можно назвать и маскарадный костюм. Новогодние балы, утренники и костюмированные вечеринки были актуальны как для эпохи СССР, так и для дореволюционной России. Сегодня мы расскажем вам об истоках этой традиции.

Если погружаться в историю маскарада, то, как минимум для России, он действительно связан с январскими праздниками. В нашем отечестве маскарады восходят с одной стороны к колядкам и святочным играм, с другой к реформам Петра Первого. Первым таким мероприятием стало пышное уличное костюмированное шествие в 1721 году в честь победы России в войне со Швецией. Примечательно, что карнавальные правила и костюмы придворных были строго регламентированы лично российским самодержцем. Именно государь-император Петр Алексеевич перенес в России официальное празднование Нового года с 1 сентября на 1 января и, помимо прочего, распорядился, чтобы в период празднования люди надевали различные наряды, тем самым навсегда связав маскарад с новогодними гуляниями.

В свою очередь в Европе отправной точкой традиций маскарада была Италия, а именно Венецианский карнавал. Традиционно его празднование начиналось за 40 дней до Пасхи, в «мардигра» – «день покаяния». Сами слова маскарад и карнавал также являются производными от итальянского mascarata и саrnevalе.

Первое упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, хотя считается, что до XIII-XIV веков масок на карнавалах не носили. В 1162 году состоялось народное гуляние на площади Сан-Марко, по случаю победы над патриархом Аквилеи. Предположительно именно с того времени карнавал стал ежегодным. В 17 веке П. А. Толстой оставил следующее описание венецианского костюмированного шествия:

- В то ж время по тем лавкам по вся дни гуляют венецыяне, честные люди, и жены, и девицы, в предивных уборах.

В свою очередь истоки карнавала в Венеции многие историки видят в древнеримских сатурналиях (праздник урожая). В отличие от других языческих практик они сохранились в эпоху христианства и трансформировались в масштабные празднования накануне Пасхи. Ну, а в русской традиции их близким аналогом можно считать Масленицу.

От маскарадных шествий, вслед за Европой, Россия переняла и традиции проведения балов-маскарадов. Которые быстро стали одним из излюбленных развлечений дома Романовых и дворянства. Развитие они получили уже в правлении императрица Анны Иоанновны, которая в 1731 году устроила грандиозный маскарад, длившийся целый месяц, по случаю первой годовщины своего восшествия на престол.

Слабость к переодеваниям питала и государыня Елизавета Петровна, которая частенько устраивала маскарады, именуемые «метаморфозами». Их участники должны были являться в костюмах противоположного пола: мужчинам предписывалось надевать женское платье, а женщины облачались в мужские панталоны и камзолы. Не равнодушна к маскарадам была и Екатерина II. Так, в 1763 году в Москве состоялся грандиозный театрализованный маскарад, также приуроченный к коронации. Маскарадная процессия продолжались три дня, ее основу составляли 4 тысячи переодетых участников и 12 колесниц.

Позднее обязательным атрибутом маскарадов стали не только маски и карнавальные костюмы, но и танцы. Они устраивались уже и без привязки к политическим и общественным событиям. Так, в Петербургском Михайловском манеже, начиная с 1837 года, ежегодно на протяжении 37 лет проводились рождественские маскарады.

Традиции проведения маскарадов по случаю празднования Нового Года окончательно утвердились в России после 1852 года, когда в Петербурге бала организована первая публичная елка с карнавальными костюмами и масками. Стали популярны новогодние придворные маскарады, которые проводились 31 декабря в Зимнем дворце. Билеты на эти празднества раздавались бесплатно желающим не только из высшего, но и среднего сословий.

Последний бал-маскарад с участием императорской семьи и великих князей состоялся в 1903 году. Император Николай Второй и приближенные нарядились в костюмы допетровской эпохи. На бал было приглашено 390 гостей. Интересный факт, что данное мероприятие легло в основу игральных карт, отпечатанных в 1913 году фирмой Дондорф во Франкфурте-на-Майне в честь 300-летия дома Романовых, и позднее перевыпущенных уже в СССР в 1970-х годах.

Фото: petersburglike.ru

Новогодние и карнавальные костюмы XIX века

Карнавальные костюмы прошлых веков поражают великолепием и изобретательностью, особенно когда речь идет о XIX столетии. Костюмы, вернее, «образы», которые копировались из модных журналов и пособий по маскарадам, имели конкретные названия. «Офелия», «Аврора» и «Датская крестьянка» предлагались блондинкам. «Африканка», «Гречанка» и «Маритана» – брюнеткам. Зрелый возраст не был препятствием для участия в общем веселье – можно было примерить образ «Матушки Гусыни» или «Пуританки». Сестры нередко появлялись в парных нарядах – «Цветы Яблони и Груши» или «Сестры Золушки».

Маскарады были как частными, так и публичными. Но, самые грандиозные праздники устраивались по инициативе монархов – нередко с опорой на определенный исторический период. Среди наиболее знаменитых «ивентов» такого рода – «Девонширский костюмированный бал», состоявшийся в 1897 году в Англии и приуроченный юбилею правления королевы Виктории.

Роскошные костюмы высшей знати часто отсылали к старинным полотнам. Впрочем, зачастую у участников были поверхностные представления о нарядах исторических эпох. Например, в середине XIX столетия, в моде были огромные юбки с кринолинами и в платьях подобного силуэта красовались даже «Клеопатры». Знаний по истории моды не хватало. Автор одной из книг, посвященной балам-маскарадам, с сожалением констатировал: «Мария Стюарт у нас появляется напудренной, а Людовик XIV носит бороду».

Маскарадные балы в парижском дворце Тюильри в 1863 году были отмечены появлением еще одной, только уже русской красавицы из костромского дворянского рода – Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой (прототип Лидии Корсунской в романе Льва Толстого «Анна Каренина»). На одном из маскарадов она предстала перед парижской публикой в костюме зеркала. На другом – в костюме жрицы Танит, который состоял из одной газовой ткани, не скрывающей фигуры. Это вызвало негодование супруги тогдашнего правителя Наполеона III – императрицы Евгении Монтихо, но пришлось по душе придворным и получило широкую огласку. Еще одно скандальное появление красавицы состоялось на балу в Министерстве морского флота, где Варвара Дмитриевна появилась на колеснице, возница был наряжен в костюм крокодила. Сама же она предстала в наряде дикарки. Разноцветные перья и лоскуты ткани, не помешали собравшемуся обществу оценить, как писали, «самые совершенные ноги во всей Европе».

Здесь русский дух

Русский стиль в маскарадные костюмы высшего российского общества проник не сразу. Этому предшествовала настоящая идеологическая борьба между славянофилами и западниками. Причем на маскараде 1846 года славянофилы развернули настоящую наглядную агитацию. Праздник открылся танцами в наиболее распространенных для тогдашних маскарадов костюмах эпохи Людовика XV и антично-мифологических:

- Ровно в полночь музыка умолкла, распахнулись двери, и под звуки русской хороводной песни в зал вступила национальная процессия. Впереди шел карлик, неся родную березку, на которой развевались разноцветные ленты с надписями из русских поговорок и пословиц, за ним князь и княгиня в праздничной одежде и 12 пар бояр с боярынями, в богатых бархатных кафтанах и мурмолках, в парчовых душегрейках и жемчужных поднизях, потом боярышни с русыми косами, в сарафана. Шествие заключал хор из рынд, певцов и домочадцев.

Не удивительно, что с этого времени древнерусские мотивы пополнили гардероб любителей маскарадов. Вот, как описывает «русский бал» 1883 года в Петербурге восторженный очевидец:

- На парадной лестнице, на площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющие связь с русской историей: то были скифы, варяги, стрельцы новгородские и московские.

Естественно, тематические маскарады, требовали значительных вложений. На «обычные» праздники – Новый год или Масленицу – регламента по костюмам не было. Но выбор все равно был не велик, поскольку участники и участницы черпали вдохновение из одних и тех же источников. Это нашло отражение в светских хрониках:

- В маскарадах почти не было новинок. Пастушки в широких юбках-панье… Рыбачки-славянки в синих саржевых костюмчиках.

В поисках «креатива» модницы и модники обращались к политическим реалиям, новостям науки и техники. На балах появлялись пестрые костюмы балканцев, турок, «образы» дирижаблей и электричества. А конец XIX века ознаменовался появлением и боле экстравагантных персонажей: школьные парты, снеговые заносы, кипы газетных листов.

Женские костюмы зачастую были более разнообразными. Мужчины, как правило, выбирали наряд Мефистофеля, менестреля, монаха или мушкетера. Нередко костюм и вовсе состоял из фрачной пары и венецианской маски. Хот и здесь были исключения. Так, в 1824 году в Петербурге гость явился на бал в костюме олицетворяющем лавку пирожника, наполненную конфетами и ликерами, и даже с куклой мальчика-продавца внутри.

Уже начиная с XIX века, широкое распространение получили и детские рождественские утренники. Приложение «Парижские моды» к журналу «Нива» предлагало для девочек наряды Шахматной Королевы, Коломбины и Пьеретты – женского варианта Пьеро.

Писатель Валентин Катаев следующим образом описывает маскарадные костюмы своего детства (конец XIX века) в книге «Белеет парус одинокий…»

- Девочки превратились в русалок и цыганок, а мальчики – в индейцев, разбойников, китайских мандаринов, матросов… Шумела папиросная бумага плащей и юбочек, на проволочных стеблях раскачивались искусственные розы, струились ленты бубнов.

Советские традиции

С приходом советской власти маскарады переродились в нечто новое: появились так называемые «полит-карнавалы», на которых рабочие надевали костюмы буржуев и танцевали чарльстон. Обычай костюмированных праздников на Новый год возродился только в 1934 году. Проведение новогодних елок для детей получило государственную поддержку. В Москве маскарады стали одним из мероприятий в Сокольниках и Парке Культуры. А в ДК и рабочих клубах такой формат мероприятия был распространен по всей стране. Окончательно традиция новогоднего маскарада вновь сформировалась в послевоенное время.

В наши дни карнавалы и маскарады продолжают устраивать по всему миру, наиболее масштабные проходят на родине в Венеции, большой популярностью также пользуются бразильские костюмированные шествия. И, конечно, маскарад, по-прежнему, остается интересным форматом проведения новогоднего мероприятия, в том числе корпоративного.

Фото: Юг Times