«Нормандия-Неман»: Долгая дорога от Иваново до Парижа Фото: Википедия
80 лет назад, 25 ноября 1942 года, было подписано советско-французское соглашение, положившее начало формированию знаменитого авиационного истребительного полка «Нормандия-Неман». Приводим самые интересные факты об его истории из архива публикаций Делового квадрата, Википедии и портала calend.ru.

От советской стороны этот документ подписал хорошо знакомый жителям Удмуртии маршал авиации Федор Яковлевич Фалалеев, чье имя носит одна из улиц города Ижевска. Именно этот известный ижевчанин и военачальник являлся главным представителем СССР на переговорах по вопросам создания и боевой деятельности данной эскадрильи, которая впоследствии выросла до целого авиаполка.

Свой боевой путь французская добровольческая эскадрилья «Нормандия» начала против фашистcкой Германии в апреле 1943 года. Первым ее командиром стал известный французский пилот Жан Луи Тюлян, который еще до прибытия в СССР сбил 6 самолетов противника.

Изначально личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников), а также 17 советских авиамехаников. Первые авиаторы прибыли из частей, дислоцированных в Англии (их прозвали «англичане»), а также из истребительной группы «Эльзас» из северной части Африки (так нзываемые «ливийцы»). Эскадрилья была укомплектована советскими истребителями Як-1 (позднее Як-3 и Як-9) и приняла и герб французской провинции Нормандия - щит красного цвета с двумя золотистыми львами.

В июле 1943 года после прибытия значительного пополнения на базе этой эскадрильи был сформирован авиационный полк «Нормандия», состоявший из четырех эскадрилий: «Руан», «Гавр», «Шербур» и «Кан» (это крупнейшие города провинции Нормандия).

Полк участвовал в сражении на Курской дуге, освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии, Литвы. 28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман, приказом И. В. Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия-Неман».

Зимой 1945 года летчики «Нормандии» приняли участие в исключительно напряженных боях за столицу Восточной Пруссии - город Кенигсберг (ныне Калининград). В это время полк располагался на бывшем военном аэродроме Люфтваффе, чью взлетную полосу ныне использует «Храброво» - самый западный международный аэропорт России.

Надо сказать, что за годы пребывания на советско-германском фронте пилоты «Нормандии-Неман» совершили более 5 тысяч боевых вылетов, провели свыше 800 воздушных боев. Французские летчики без малого 300 фашистских самолетов, а также уничтожили значительное количество боевой техники противника.

Многих советских орденов и медалей удостоились 83 французских летчика, четверо из них были удостоены звания Героя Советского Союза. А моторист полка сержант Валентин Огурцов стал кавалером высшей государственной награды Франции - ордена Почетного легиона. За совершенные подвиги советское правительство наградило полк орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французское – орденом Почетного легиона, Крестом войны с шестью пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью.

В июне 1945 года полк на своих боевых машинах, подаренных им советским правительством, взлетел с аэродрома Эльбинг (ныне это польский город Эльблонг) и взял курс на Париж. Один из самолетов Як-3, на которых воевали летчики «Нормандии», в настоящее время хранится в Национальном музее авиации в Ле Бурже (см. фото в начале данной публикации).

Первый памятник летчикам и механикам легендарного полка «Нормандия–Неман» был открыт в 2006 году в Париже в аэропорту Ле-Бурже. Автор этого монумента – знаменитый российский скульптор Владимир Александрович Суровцев. Он также хорошо известен в Удмуртии как автор памятников двум прославленным жительницам города Сарапула - кавалерист-девицам Надежде Дуровой и Антонине Пальшиной. Но вернемся в Париж. Этот памятник авиаторам получился очень динамичным, полным скрытой энергии и напряжения: Русский механик присел после тяжелой работы по подготовке самолета к вылету. Француз готовится к полету и внимательно вглядывается в небо…

Фото: kamajuki.livejournal.com

А уже в следующем, 2007 году, монумент авиаторам полка «Нормандия–Неман» скульптора Андрея Ковальчука появился в Лефортовском парке города Москвы. Место для его установки выбрано отнюдь неслучайно - за время ведения боевых действий полк потерял 42 лётчиков, погибших французских пилотов в основном хоронили на столичном Введенском кладбище (в 1950-х годах их останки были перевезены во Францию). На кладбище в Москве осталась лишь могила неизвестного французского пилота, останки которого были найдены на месте ожесточенных воздушных боев 1943 года в Орловской области.

Наконец в 2015 году памятник «Нормандии-Неман» был открыт в городе Иваново, куда эскадрилья прибыла 29 ноября 1942 года – именно в этом городе французы осваивали советскую авиатехнику. Отсюда же они в марте 1943 года вылетели на Западный фронт и приступили к боевым действиям.

Остается лишь добавить, что военнослужащие полка «Нормандия-Неман» прошли по Красной площади в Москве в парадном строю Парада Победы 9 мая 2010 года.