Есть повод: 17 лет со дня премьеры «Девятой роты» Фото: IVI
29 сентября 2005 года состоялся премьерный показ картины Федора Бондарчука «Девятая рота». Основная часть работы над ней проходила на военном полигоне «Чауда» между городами Феодосией и Керчью на Крымском полуострове, который в то время был еще украинским.

В съемках этого фильма принимали участие несколько сот военнослужащих армии и флота Украины. По понятным причинам художникам пришлось перекрашивать желто-голубые учебные городки (это цвета украинского государственного флага) и ярко-зеленую военную технику - в защитный. Для этого съемочная группа скупила на полуострове практически всю акриловую краску. Ее было израсходовано более тонны - ведь впоследствии машинам и зданиям нужно было возвращать первозданный вид. Список задействованной в этом фильме военной техники поистине впечатляет: 45 бронетранспортеров, 30 танков, 25 боевых машин пехоты, 23 самолета, 18 вертолетов и более 70 автомобилей различных типов – от легковых УАЗ-469 до многотонных Урал-375.

Больше всего хлопот съемочной группе доставили съемки эпизодов с вертолетами. Винтокрылые машины должны были залетать на позицию со стороны Фороса (официальной летней резиденции президента Украины). Как раз в это время там проходила очередная встреча на высшем уровне. «Вертушки» с красными звездами на бортах очень низко пролетели над резиденцией и заставили изрядно поволноваться глав нескольких государств. На следующий день Федора Бондарчука вызвали «на ковер» и с ним разговаривали суровые мужчины в штатском. Правда, разрешительные документы у киногруппы были в порядке и съемки картины продолжились. В другой раз два вертолета Ми-24 делали круг над горами, чтобы снять еще один дубль. В это время им навстречу взлетел дельтапланерист. Пилотам с трудом удалось избежать столкновения…

Что касается самой дорогостоящей сцены картины – то это, конечно же, взрыв военно-транспортного самолета с «дембелями». Федор Бондарчук едва не отказался от съемок этого момента т.к. утвержденный бюджет фильма в 9 миллионов долларов к этому времени был уже исчерпан. Пришлось срочно искать и находить еще 250 тысяч «зеленых» на приобретение настоящего Ан-12.

Для обеспечения процесса съемок картины в Крым было отправлено целых четыре железнодорожных вагона с реквизитом. «Моджахеды» (в основном это были уже упоминавшиеся солдаты армии Украины) были одеты в натуральную афганскую одежду, которую закупили в Афганистане – в общей сложности было приобретено порядка трехсот таких костюмов.

«Кишлак» находился также в Крыму – он занимал территорию в 2 гектара и строился бригадой с ялтинской киностудии в течение целых четырех месяцев. Все дома были созданы классическим восточным методом - из глины. Пока дело не дошло до съемок, в «афганский городок» совершали паломничество туристы т.к. он находился неподалеку от курортного поселка Коктебель. По сценарию «кишлак» уничтожается в результате обстрела из советских установок «Град». Для его разрушения было заложено 9 тонн взрывчатки. Однако, в назначенный день небо покрылось облаками, и съемку пришлось отложить. Заминированный объект оставили ночевать под усиленной охраной. На другой день, едва между облаков появился большой кусок чистого неба, взрыв был произведен, и все постройки взлетели на воздух.

Любопытно, что в сцене со стариком-афганцем, в которой одного из бойцов отправляют за спичками, снимался осел, дебютировавший еще в 1964 году в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Напомним лишь о том, что многие из них достигают весьма почтенного возраста в 50 и более лет. Так вот, в поисках подходящего осла представители киногруппы пришли в местный зоопарк и объяснили, что им требуется животное, которое не боится камеры, громких звуков и яркого света. По уверениям работников зоопарка, лучшего кандидата на эту роль было бы трудно найти - в «Кавказской пленнице» ослик был молод, а сейчас он глубокий старик, но зато опытный актер. Остается добавить, что осел ничего и никого не боялся и прекрасно справился со своей ролью.

Еще один четвероногий артист, снявшийся в «Девятой роте» - это щенок по кличке Мина. Ассистент режиссера по реквизиту нашел эту собаку в Симферополе. Она стала любимицей всей съемочной группы. Потом Мина выросла и жила в Москве.

Перед началом съемок члены киногруппы встречались с ветеранами легендарной 9-й роты 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка. В действительности из 30 защитников высоты 3234 погибли лишь шесть человек и еще 12 были ранены. Актерам даже посчастливилось познакомиться с некоторыми прототипами своих персонажей. Ветераны-десантники подтрунивали над молодыми артистами: «Эх, ребята, вас бы в армию месяца на три. Вот там бы вас действительно подготовили к съемкам!» А бывший старшина этой роты Андрей Кузнецов выступал в качестве военного консультанта картины.

Интересно, что 35 лет назад будущий режиссер фильма и актер Федор Бондарчук едва не попал служить в Афганистан. Его вместе с товарищами должны были перебросить туда после «учебки» в Красноярске, но отец будущего создателя «Девятой роты» приложил все свое влияние, чтобы юношу оставили служить в СССР. К слову, изначально на роль старшего прапорщика Погребняка планировался Николай Фоменко, но он не смог принять участие в фильме – пришлось режиссеру самому выходить на съемочную площадку.

Как знать, попади тогда Бондарчук служить в Афганистан, в его фильме могло быть гораздо меньше досадных промахов, на которые указывают участники той войны. Чего стоят хотя бы вертолеты, летающие без отстрела тепловых ловушек, ручные гранаты не зеленого, а черного цвета (т.е. учебные) и солдаты, кучей идущие искать своего товарища - одна вражеская очередь или мина и всему подразделению пришел бы конец…

Впрочем, режиссеру пригодился богатый опыт по созданию клипов и всевозможных телешоу. В этом отношении «Девятая рота» полностью удалась: Так, в сцене обстрела кишлака создается впечатление, что горит вовсе не глиняный поселок, а настоящая нефтебаза – на экране бушует безбрежное море огня. А каковы живописнейшие «афганские» пейзажи? Столь поразительный результат был достигнут с помощью компьютерной цветокоррекции материала, который был отснят в пределах Крымского полуострова и частично в Узбекистане.