Есть повод: Первый рейс советского реактивного лайнера Фото: Википедия
15 сентября 1956 года в СССР началась реактивная эра отечественной пассажирской авиации. В этот день лайнер Ту-104 совершил рейс по маршруту «Москва – Омск – Иркутск» протяженностью 4570 километров.

В том же году был запущен первый международный беспосадочный рейс «Москва – Париж». Самолёты французской компании «Эйр Франс» (американские «Локхиды») были вынуждены делать на этом маршруте промежуточную посадку в Варшаве.

Первый советский реактивный лайнер был создан в КБ Андрея Туполева на базе бомбардировщика Ту-16. Для пассажиров тех лет его крейсерская скорость казалась фантастикой: если у винтового Ил-14 она была всего 320 км/ч, то Ту-104 выдавал в 2,5 раза больше – 800 км/ч! В салоне этого чудо-лайнера могли разместиться уже до 115 пассажиров (в варианте экономического класса), а в его пилотской кабине находилось целых 5 человек: командир воздушного судна (КВС), второй пилот, штурман, бортинженер и радист. У представителя каждой из этих профессий имелись даже свои эмблемы на форменной одежде.

На Ту-104 появились система кондиционирования воздуха, двойное (рассеянное и точечное) освещение каждого пассажирского места. Но главное достижение тех лет – это мягкие анатомические кресла с регулируемой спинкой, специальным карманом для газет и журналов, а также раскладными столиками для приёма пищи. В 1956-м в СССР был внедрен стандарт обслуживания пассажиров: для них начали проводить предполетный инструктаж и выдавать горячее питание, прохладительные напитки и алкоголь. Еда на борту самолёта впервые стала бесплатной (раньше за неё надо было платить отдельно).

Одним из недостатков Ту-104 был довольно мощный гул в салоне от расположенных вплотную к фюзеляжу двигателей. Кроме того, они не имели системы реверса – вместо неё при приземлении лайнер тормозили два парашюта и нередко машины выкатывались за пределы ВПП. Далеко не все аэродромы СССР могли принимать Ту-104. Это значит, что для него было очень мало запасных полос, поэтому, иногда (например, из-за непогоды) он садился на базах советских ВВС. В этом случае пассажиров из самолёта не выпускали по соображениям секретности, при том, что такая вынужденная остановка могла продолжаться до 10 часов!