Российским авиакомпаниям предложили летать за рубеж на самолетах Як-42Д Фото: РИА Новости/Георгий Зимарев
Российским авиакомпаниям предложили летать за границу на самолетах Як-42Д, не опасаясь дефицита иностранных запчастей и конфискации этих бортов (последняя грозит лишь находящимся в лизинге «Боингам» и «Эйрбасам»). Об этом сообщила газета «Известия» со ссылкой на информированные источники на авиарынке.

По информации издания, такое предложение российским перевозчикам сделал владелец 14-ти Як-42Д - компания «АТ-Лизинг». Она располагает центром по техобслуживанию и ремонту этих самолетов в Челябинске и ремзаводом в Быково (Московская область), то есть может сдавать их в лизинг «под ключ» с полным поддержанием летной годности.

Как пояснил главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин, главное преимущество «Яков» перед самолетами «Сухой Суперджет» (сокращенно – SSJ) - это то, что в Як-42Д нет импортных компонентов.

- Для «Суперджетов» поставки запчастей сейчас наиболее осложнены. Пока что SSJ летают, но что с ними будет через год — никто не знает. То есть «Яки» могли бы на время закрыть жизненно важные для нас маршруты. Кроме того, они более вместительны, дальность их полетов тоже больше, чем у базовой версии SSJ. Можно было бы, например, открыть новые рейсы в азиатские страны, подальше, или в Турцию из регионов, — полагает Илья Шатилин.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев добавил, что самолет Як-42 полностью обслуживается в России, включая украинские двигатели Д-36, так что импортозависимости и санкционных рисков у него действительно нет. Поэтому в перспективе он может быть интересен заказчикам, но пока авиакомпаниям хватает имеющихся в парках самолетов, подытожил эксперт.

Директор «Ижавиа» по общим вопросам Павел Кульнев отметил, что подготовка экипажей на «Як» не проводится более 10 лет и на рынке жесточайший дефицит пилотов на этот тип.

- Кроме того, у нас практически не осталось аэропортов, где бы производили предполетное и послеполетное обслуживание «Яков» - то есть два авиамеханика у нас всегда летают на рейсе, занимая два пассажирских места, которые можно было бы продать. Сам салон очень компактный, узкий. Лететь у окна на «Яке» не так уж комфортно, - рассказал собеседник.

По мнению Павла Кульнева, экономически эффективная эксплуатация этих самолетов сегодня возможна только при мощной господдержке или на международных рейсах, где цена билета выше.

- Но, опять же, тогда самолет нужно дооборудовать специальной авионикой (затраты до 50 млн рублей) и переподготовить экипаж для международных рейсов - должен быть хотя бы один уже аттестованный на этот тип командир-инструктор, который подготовит второго пилота, — заключил Павел Кульнев.

Справка:

Як-42 — это советский трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный ОКБ им. А.С. Яковлева в середине 1970-х годов специально для «Аэрофлота». Первый полет национальный перевозчик совершил на «Яке» в конце 1980 года. По данным портала Russianplanes, с 1997-го по 2003-й было произведено 187 бортов Як-42. В 1980-х годах на Саратовском авиазаводе начали собирать модификацию самолета с увеличенными дальностью и максимальным взлетным весом — Як-42Д. Именно ее сейчас предлагает эксплуатантам «АТ-Лизинг». Последний самолет был поставлен заказчику в 2003 году. Производство модели прекращено.

Около 20 бортов Як-42 до сих пор летают в России и Казахстане. В парке сибирской авиакомпании «Красавиа» - шесть «Яков», у «Ижавиа» - еще шесть (два из которых в настоящее время не летают). По данным Росавиации, еще несколько самолетов есть у оператора деловой авиации «РусДжет», у «Джет Экспресс», у авиакомпании «Космос» (входит в контур госкорпорации «Роскосмос»). Эти самолеты также используют в специальном летном отряде «Россия».