Есть повод: Первый шаг к рождению «копейки» ВАЗ-2101 Фото: drive2.ru
16 августа 1966 года итальянский концерн FIAT и советский «Внешторг» подписали соглашение на право копирования автомобиля FIAT-124 и строительстве в СССР автогиганта в городе с итальянским названием Тольятти.

Начнем с того, что еще летом 1964 года 71-летний лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти находился на отдыхе и лечении в Крыму, где и скончался 21 августа во время посещения Всесоюзного пионерского лагеря «Артек». Ровно через неделю после этого город Ставрополь-на-Волге Куйбышевской (ныне Самарской) области «по просьбе трудящихся» был спешно переименован в Тольятти. Это самый крупный населенный пункт в России, названный именем зарубежного политического деятеля. Не знаю, было ли данное переименование сделано «с прицелом» на выпуск итальянских автомобилей. Однако, новый автогигант должен был стать …ТАЗом. Вместо этого он получил гораздо более благозвучное название - Волжский автозавод (ВАЗ).

Прототипом советского ВАЗ-2101 стал FIAT-124 в варианте «Норма» (были и другие, но о них чуть ниже). Итак, 19 апреля 1970 года в канун векового юбилея В.И. Ленина с конвейера ВАЗа сошли первые шесть машин (после появления второй и третьей моделей «Жигулей» самую первую из них окрестят «копейкой»). Уже в августе заработал главный конвейер ВАЗа и к концу года число собранных автомобилей достигло 21,5 тыс. Пик производства данной модели произошел в 1973 году - 379 тыс. единиц. В общей сложности за 14 лет производства конвейера в Тольятти сошло 2,1 млн машин первой модели.

Любопытно, что в 2000 году по результатам опроса, организованного журналом «За рулем», именно эта легковушка была призвана лучшим российским автомобилем прошлого века! А еще «копейка» стала родоначальницей многих последующих моделей ВАЗа т.к. СССР приобрел у «ФИАТа» права на производство сразу трех вариантов этой легковушки: «Норма», «Фамильяпо» и «Спечиале», которые со временем стали соответственно первой, второй и третьей моделями «Жигулей». Но, по большому счёту, все они (и даже «шестерка») являются не более чем тюнинговыми версиями все того же старого доброго ВАЗ-2101.

В первое время «Жигули» в значительной степени комплектовались благодаря поставкам итальянских и югославских деталей – в качестве платы за эту продукцию Югославия первой из зарубежных стран стала получать новые советские легковушки. А из числа капиталистических стран одним из первых импортеров «копейки» стала Швеция. Когда несколько сот машин уже отправили за границу, из «Автоэкспорта» в Тольятти пришло указание приостановить отгрузку и срочно разработать новый, экспортный бренд. Все дело в том, что шведское слово «Жигули» (с ударением на первом слоге) – есть, ни что иное, как неприличная форма приставания мужчины к женщине…

Ровно за одну ночь работниками ВАЗа было придумано новое имя «Лада», под которым наши «Жигули» до сих пор известны по всему миру. Читатель вправе спросить, отчего шведы покупают наши легковушки при том, что их концерн «Вольво» ежегодно производит до полумиллиона автомобилей. Лучшим ответом на этот вопрос может служить лозунг, под которым наши «Лады» продаются в шведских автомагазинах: «Лада - это новый автомобиль по цене подержанного!».

Поскольку советские люди окрестили ВАЗ-2101 ласковым словом «копейка», то создатели памятника этому легендарному автомобилю не смогли обойтись без одноименных монет. На рубеже двух веков в Москве был открыт монумент, на котором установлен «жигуленок» первой модели, а на площадке вокруг которого рассыпано несколько мешков копеек советского образца.

Памятник автомобилю ВАЗ-2101 в Москве Фото: unknownrussia.livejournal.com