• 03 июня 2022 07:30
  • 339
  • Время прочтения: 2 мин

Новые формы занятости в переходный период экономики

Новые формы занятости в переходный период экономики Фото: pexels.com
Экономические отношения с участием пяти миллионов самозанятых граждан РФ не имеют четкого определения в правовом пространстве, а права и обязанности участников трактуются на основании документов, которые не относятся к этой форме экономической активности. Такой вывод делают эксперты – авторы комплексного доклада «Регулирование цифровых платформ». Об этом сообщило РИА «Новости».

По информации издания, создатели исследования, уже опубликованного в Интернете, презентовали его на площадке Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня».

Законы столетней давности

— Понятия из современной цифровой эпохи многие чиновники предпочитают трактовать, опираясь на терминологию и понятийно-правовой аппарат, который сформировался сто лет назад, — заявил руководитель авторского коллектива, юрист Кирилл Рашкован.

По его словам, отношения, которые определены в Трудовом кодексе РФ и большинства стран – не особо отражают современную реальность.

— Федеральная налоговая служба отчитывается о том, что ей удалось переквалифицировать столько-то гражданско-правовых договоров с самозанятыми в трудовые договоры. Это и побудило нас обратиться к теории и попытаться разобраться, как должны обстоять дела в этой области на самом деле, — рассказал Рашкован.

Сегодня, по словам авторов доклада, самозанятые, которых насчитывается не менее пяти миллионов – самая динамичная часть российской экономики.

— В условиях ковида и санкций самозанятость – еще и способ решения социальных проблем, особенно важный для регионов. Многие до сих пор воспринимают таких людей, как наемных работников. Это не соответствует действительности, логике и правовым принципам, — отметил научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Эксперт полагает, что следует совсем по-другому воспринимать такое явление, как самозанятость и не отказываться от регулирования, а производить его сообразно реалиям цифровой экономики XXI века.

— Речь идет о том, чтобы регулирование соответствовало предмету. Чтобы мы не пытались с помощью вожжей вести автомобиль, — подчеркнул Журавлев.

Суть противоречия, по словам экспертов, состоит в том, что самозанятые получили от государства льготный налоговый режим. Они платят от 4% до 6% налогов, а если речь идет о трудовых отношениях, налоги могут достигать 52%.

— Не надо путать предмет нашего исследования с фиктивной занятостью. Да, многие «способные» хозяева бензоколонок записали своих работников в самозанятые, чтобы платить меньше налогов. Но в нашем случае речь идет о честных участниках гражданского оборота товаров и услуг, — отметил руководитель авторской группы доклада.

По словам Рашкована, усилия соответствующих ведомств переквалифицировать гражданско-правовые, подрядные договоры в трудовые отношения с целью повышения собираемости налогов представляют собой дорогу в никуда и подмену понятий.

— В результате государство получит не 6 миллионов самозанятых, которые платят 6% налогов, а 6 миллионов безработных, — подчеркнул Рашкован.

Платформы с неопределенным статусом

Существенной частью инфраструктуры экономики XXI века, по словам экспертов, являются цифровые платформы, с работой которых мы сталкиваемся ежедневно, вызывая такси или заказывая курьерские услуги. Статус платформ не определен не только в законах России, но и в правовой базе других стран.

— Сама по себе платформа не является ни потребителем, ни покупателем. Она — организатор торгового оборота. Ее задача состоит в том, чтобы пользователи могли взаимодействовать друг с другом максимально эффективно, — отметил Рашкован.

По словам экспертов, платформы не могут нести ответственность за качество услуг, предоставляемых исполнителями.

— Точно так же как электронные площадки, на которых организовываются торги в рамках государственного заказа, со всей очевидностью не отвечают за качество товаров и услуг, и не являются частью цепочки поставок, — подчеркнул руководитель авторского коллектива.

Отношение к платформам, как к организаторам торгового оборота, не предполагает их вывод из государственного контроля, уверены эксперты.

— Цифровые платформы могли бы взять на себя арбитражную функцию, как это происходит на рынках, биржах и электронных площадках, — отметил Рашкован.

Напомним, Следственный комитет предложил ужесточить порядок регистрации в соцсетях.