• 31 мая 2022 16:32
  • 637
  • Время прочтения: 3 мин

Строительство грандиозного Транссиба обошлось в туже сумму, что и Сочинская олимпиада

Строительство грандиозного Транссиба обошлось в туже сумму, что и Сочинская олимпиада Фото: Википедия
19-го (по новому стилю 31-го) мая 1891 года началось строительство Транссибирской магистрали (сокращённо «Транссиб»), которая тогда называлась совершенно иначе – «Великий сибирский путь». На церемонии ее закладки во Владивостоке присутствовал будущий император Николай II, который лично отвёз на полотно будущей дороги тачку земли и заложил первый камень в здание будущего вокзала.

На рубеже XIX и ХХ веков главными локомотивами экономки были отнюдь не банки, а её артериями – вовсе не финансовые системы. В то далёкое время эти роли принадлежали гораздо более материальным предметам, а именно паровозам и железным дорогам. По случаю начала строительства смой длинной железной дороги мира мы хотим рассказать нашим читателям краткую хронику событий и напомнить, что эта магистраль принесла нынешней Удмуртии.

В это довольно трудно поверить, но в 1890-е годы в России ежегодно строили по 2,5 тысячи километров новых железнодорожных путей! Их прокладкой занимались 400 тысяч человек или шестая часть всех российских наёмных рабочих того времени. Ни в советскую эпоху, ни тем более в постсоветский период потомкам так не удалось даже близко приблизиться к таким объёмам строительства.

В конце XIX века остро встал вопрос о том, каким именно маршрутом пройдёт «Великий Сибирский путь». После многолетних изысканий железнодорожники разработали множество вариантов и подвариантов данного проекта. 13 мая 1895 года из всех предложенных вариантов постройки этой магистрали император Николай II высочайше утвердил маршрут, который, во-первых, пролегал через губернские, а значит и наиболее населённые и промышленно развитые города того времени. А во-вторых, он был проложен от Нижнего Новгорода минуя Москву, а потому именно он должен был в перспективе обеспечить кратчайший путь из Сибири в столицу государства – город Санкт-Петербург.

По сметным расчётам, стоимость сооружения этой дороги должна была составить 350 млн рублей золотом В реале общая стоимость Транссиба в период с 1891 по 1916 год оказалась в четыре раза большей или почти 1,5 млрд рублей. Много это или мало? Согласно данным портала krasplace.ru курс перевода довоенного российского рубля в современный составляет 1 к 1000.

Иными словами, весь грандиозный Транссиб длиной 9288 километров обошелся казне всего лишь в 1,5 трлн современных рублей. По информации газеты Коммерсант, это в точности соответствует расходам на проведение Сочинской Олимпиады в 2014 году…

Впрочем, если посмотреть на карту Великого сибирского пути рубежа двух веков, и сравнить ее с нынешним Трансибом то нетрудно заметить весьма существенные различия между двумя магистралями. Наиболее существенные из них таковы:

- до 1905 года поезда не ходили вдоль южного берега Байкала, а переправлялись на железнодорожном пароме-ледоколе от порта Байкал до станции Мысовая, протяженность линии составляла 260 километров.

- до 1916 года составы ходили от Читы до Уссурийска через территорию Китая (это так называемая КВЖД, которая существует и поныне), таким образом, изначально Великий Сибирский путь был более чем на тысячу километров короче современного Транссиба.

Железнодорожный «бум» эпохи строительства этой магистрали, конечно же, не обошел стороной и территорию нынешней Удмуртии. Только у нас, в Прикамье существовало три возможных маршрута прокладки этой дороги. Они проходили по следующим городам и весям: Северный ход - через Вятку (ныне Киров), Глазов и Пермь. Средний ход - чрез Нолинск, Игру и Кунгур. И, наконец, Южный ход - через Казань, Сарапул и Чернушку.

Новость о выборе самого северного маршрута из всех предложенных изыскателями вызвала ликование в деловых кругах Вятской губернии (территория нынешней Удмуртии входила в её состав). Окончание стройки до Перми ожидалось к осени 1898 года, но, как водится, в установленные сроки немного не уложились.

Движение по дороге от Нижнего Новгорода до Перми открыли 22 декабря 1898 года после сдачи моста через реку Вятку в нынешней Кировской области. А старейшей в нашем регионе действующей станцией Транссиба стал посёлок Яр – его специально построили для нужд строителей дороги. К слову, сами железнодорожники считают основной веткой Транссиба этот - Северный ход, а не Южный (он идет через Казань). По главному, то есть Северному ходу идут ныне отправляющиеся с Ярославского вокзала столицы поезда на Пекин, Пхеньян, Владивосток и другие крупные города Дальнего Востока. И именно по нему ведется отсчёт километража самой длинной в мире железной дороги протяжённостью 9288 километров и 200 метров...

Фото: Википедия