Стюардесса по имени Эллен. Самая первая бортпроводница Фото: Kulturologia
15 мая 1930 года Эллен Черч, медсестра из Айовы, стала самой первой в истории стюардессой. В первом рейсе по маршруту «Сан-Франциско – Шайен» она обслуживала 11 пассажиров.

Всего два месяца спустя компания, в которой работала девушка, - «Юнайтед Эйрлайнс» - наняла стюардесс для обслуживания уже всех своих рейсов. Для начала руководство компании предложило Эллен Черч набрать группу из семи медсестер не старше 25 лет и не тяжелее 52 килограммов, готовых стать стюардессами за весьма приличную по тем временам зарплату в 125 долларов в месяц.

Именно в это время в США возникла идея привлечь к работе в качестве бортпроводников молодых привлекательных девушек - ранее стюардами на борту самолетов и дирижаблей были исключительно мужчины. Это должно было стать дополнительной рекламой нового вида транспорта. К тому же девушки меньше весили, чем мужчины – как известно, в то время каждый лишний килограмм на борту самолёта имел значение. Всего за три года почти все американские авиакомпании обзавелись отрядами стюардесс, чьё появление способствовало росту популярности пассажирских авиаперевозок.

Что касается СССР, то изначально бортпроводниками также работали только представители сильного пола. Впрочем, официальное название данной профессии более точно отражало её предназначение – кормить и поить пассажиров во время долгих перелётов, поэтому таких сотрудников в «Аэрофлоте» официально именовали …«буфетчиками»!

Самой первой в нашей стране воздушной буфетчицей стала Эльза Городецкая, которая 5 мая 1939 года обслуживала пассажиров рейса «Москва–Ашхабад» на борту самолёта ПС-84 (это лицензионная копия американского «Дугласа-3», выпущенная в СССР наряду с транспортным Ли-2 в количестве почти 5 тысяч экземпляров).

Изначально никакой оборудованной кухни на самолётах не было. Продукты для рейса буфетчики приносили самостоятельно - в чемодане. На борт самолёта на машинах вместе с почтой и грузами также подвозили термосы с кипятком. В дороге пассажирам предлагали чай, кофе и бутерброды. Лишь в 1956-м в СССР пассажирам начали выдавать горячее питание и прохладительные напитки (а на международных рейсах и алкоголь). Еда на борту самолёта впервые стала бесплатной (раньше за неё надо было платить отдельно).

В 1954 году в СССР появилась первая униформа бортпроводников международных линий. Она была тёмно-синего цвета и включала перчатки, шапочку, пилотку, юбку, пиджак и плащ, а также пальто с подкладкой. Его можно было носить в разное время года, поэтому сами стюардессы прозвали его «семисезонным».

1/1
Фото: Sputnik Литва