• 19 апреля 2022 15:30
  • 605
  • Время прочтения: 14 мин

ТОП-5 наиболее известных советских копий иностранных легковушек

ТОП-5 наиболее известных советских копий иностранных легковушек Фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1930771/pub_5f30f13a0d8f01499c06d973_5f30f143e546a339432f6194/scale_1200
По случаю отмечаемого сегодня Дня рождения «копейки» ВАЗ-2101 Деловой квадрат представляет ТОП-5 наиболее известных советских легковушек, которые стали разной степенью копирования иностранных моделей. Это «Жигули» ВАЗ-2101, «Запорожец» ЗАЗ-965, «Москвич-400», «КИМ-10» и «ГАЗ-А».

1. «Жигули» ВАЗ-2101

1/1
Фото: https://a.d-cd.net/383442cs-960.jpg

16 августа 1966 года итальянская компания Fiat и советский Внешторг подписали генеральное соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР.

Итальянский Fiat-124 идентифицировался как прототип модели «Норма», получивший титул «Автомобиль года» в 1967 году.

Летом 1966 года, когда советские специалисты впервые познакомились с итальянским автомобилем, в ходе его испытаний на наших дорогах выявили ряд серьёзных проблем.

Всего в конструкцию Fiat-124 внесли более 800 изменений, после чего он получил название Fiat-124R. «Русификация» Fiat-124 оказалась полезной и для самих итальянцев, накопивших уникальные сведения о надежности своих автомобилей в экстремальных условиях эксплуатации.

19 апреля 1970 года собрали первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. Уже в августе началась работа главного конвейера. К концу года насчитывалось 21 530 собранных автомобилей. Пик производства пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 единиц. На проектную мощность завод вышел в 1974 году. Еще одна история создания ВАЗ-2101 изложена в материале Делового квадрата ЗДЕСЬ.

2. «Запорожец» ЗАЗ-965

1/1
Фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-autoru-vos/2069859/1965e1e6b5ac5a9914be9526183886e7/1200x900

Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год.


FIAT 600 стал прототипом в плане общей конструкции кузова ЗАЗ-965, однако уже на уровне первого прототипа конструкция автомобиля была значительно переработана по сравнению с Fiat, а силовой агрегат - полностью разработан с нуля.

Модель ЗАЗ-965А отличает двигатель увеличенного рабочего объема (887 см3) и мощности (27 л. с.), один глушитель (вместо двух) и декоративная накладка на боковинах.

ЗАЗ-965 был прозваны «консервной банкой», а за характерную форму кузова - «горбатым». Для отправляемой на экспорт легковушки работникам «Автоэкспорта» пришлось придумать более короткое, а главное, более произносимое название нежели «Запорожец». Выбор пал на имени собственном «Yalta (Ялта)». Гораздо более подробная история создания ЗАЗ-965 изложена в публикации Делового квадрата ЗДЕСЬ.

3. КИМ-10

1/1
Фото: https://auto-service-gazel.ru/wp-content/uploads/2019/08/https-cdn1-radikalno-ru-uploads-2019-7-21-9bfb5f.jpeg

КИМ-10 — первый советский серийный малолитражный автомобиль. За основу будущей модели был взят Ford Prefect.


«Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ)» в 1939 году стал самостоятельной частью Глававтопрома и получил название «Московский автомобильный завод имени КИМ».

На предприятии был создан конструкторский отдел, который возглавил специалист НАТИ (НАМИ) А.Н. Островцев, где началось проектирование малолитражного автомобиля марки КИМ-10, причем в соответствии с постановлением Совнархоза при СНК СССР от 5 марта 1939 года за основу была взята британская модель Ford Prefect.

КИМ-10 задумывался как «народный автомобиль», его планировалось разыгрывать в лотерею. 25 апреля 1940 года было собрано три прототипа автомобиля, после чего началась серийная сборка. Однако после начала Второй мировой войны производство было прекращено. Всего, по разным данным, было выпущено от 381 до 398 таких автомобилей.

Почта СССР в 1975 году выпустила почтовую марку с изображением автомобиля КИМ-10.

4. ГАЗ-А

1/1
Фото: https://img1.goodfon.ru/original/2048x1536/2/a3/gaz-a-gaz-a-retro-sovetskiy.jpg

Первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки.
В 1929 СССР приобрел у США документы и оборудование на выпуск модели Ford Model A. Однако Советский Союз смог наладить сборку автомобиля на предприятии в Горьком лишь к 1932-му, когда американцы уже почти как год не выпускали эту модель.

Выбор прототипа отечественного легкового автомобиля был обусловлен двумя факторами: во-первых, он должен быть максимально удешевлен и унифицирован в деталях с грузовым автомобилем; Во-вторых, пассажирская модель должна была использоваться не только как служебная машина, но и как командно-связная машина для армии.

29 января 1932 года с конвейера Нижегородского автозавода сошли первые автомобили НАЗ-АА. 7 октября Нижний Новгород был переименован в Горький, изменилась и заводская аббревиатура, а первые два легковых автомобиля, собранных предприятием 8 декабря 1932 года, уже назывались ГАЗ-А. Из-за недопоставки комплектующих субподрядчиками вместо запланированных к концу года 696 легковых автомобилей было собрано всего 34 машины, но это тоже считалось достижением. Главным было начало серийного производства автомобилей в СССР.


5. «Москвич-400»

1/1
Фото: https://autohis.ru/img15/moskvich-420-a-3-autohis.ru-min.jpg

Москвич-400 — советский автомобиль, выпускавшийся с 1946 по 1954 год. Первый массовый легковой автомобиль, продававшийся в СССР для индивидуального использования.


Еще в 1930-е годы руководству страны стало ясно, что автомобильной промышленности пора осваивать модель «индивидуального пользования». Личный автомобиль мог бы стать хорошим средством поощрения простых граждан, а также служить для подготовки водителей для сельского хозяйства и армии. Эти задачи представлялись очень важными, особенно в условиях автомобильного бума на Западе.

В марте 1939 года Совнархоз при СНК СССР издал постановление, утвердившее характеристики будущей модели. В 1940 году началось мелкосерийное производство КИМ-10 на базе английского Ford Perfect (см. выше).

В октябре 1941 года при эвакуации завода КИМ большая часть документации и оборудования по производству КИМ-10 была утеряна. Над альтернативой долго не думали — взяли «одобренный» Сталиным немецкий седан. Постановление ГКО от 26 августа 1945 года озаглавлено: «О постановке на производство на МЗМА автомобиля «Опель-Кадет К-38» в существующем виде».

По словам Юрия Долматовского в книге «Мне нужна машина», автомобиль выпускался полностью или почти полностью по документации и на оборудовании, взятых с завода «Опель» в Рюссельсхайме и смонтированном в СССР. Историк автомобилестроения Лев Шугуров в своей книге «Автомобили России и СССР» пишет, что технической документации на автомобиль не было, и её приходилось воссоздавать по готовым образцам и отдельным уцелевшим элементам оборудования.

Через полтора года после начала производства, 4 декабря 1946 года, (ЗМА, как после войны переименовали бывший КИМ) выпустил первый экземпляр новой модели, получивший название «Москвич- 400».

Производство «Москвичей» быстро увеличивалось: 10-тысячный автомобиль сошел с конвейера в 1950 году и быстро достиг годового объема в 35-50 тысяч штук.