Все шесть междугородных троллейбусных трасс Восточной Европы Фото: transphoto.org
Ровно 120 лет назад, 13 апреля 1902 года, в Санкт-Петербурге прошли испытания первого в России троллейбуса. В память об этом событии мы приготовили рассказ обо всех шести действующих междугородных троллейбусных трассах Восточной Европы, четыре из которых находятся в России, а остальные две – на постсоветском пространстве. К сожалению, в мире все меньше остается городов и весей, которые могут похвастаться троллейбусным движением.

1. Симферополь – Ялта (86 километров)

1/1
Фото: transphoto.org

Начнем с того, что маршрут троллейбуса №51 «ЖД вокзал Симферополя – Ялта» является самым протяженным и в России, и в Европе и в мире. А в советские годы действовал еще и маршрут от старого аэропорта до Ялты, который был на 10 километров длиннее нынешнего мирового рекорда!

Решение о создании в Крыму системы троллейбусных междугородних перевозок принимал сам Никита Хрущев, отдыхавший на полуострове в 1958 году. Как всегда, он поставил задачу «догнать и перегнать заграницу». И, прежде всего, Великобританию, где в то время функционировал маршрут протяженностью 51 км. Выполняя это задание, строители возвели 16 тяговых подстанций, установили более 3000 опор и свыше 200 км контактного провода.

Всего через 11 месяцев 52-километровый отрезок высокогорной троллейбусной трассы соединил Симферополь с Алуштой - первый пассажирский троллейбус прошёл по нему 7 ноября 1959 года. А уже 25 июля 1961 года открылось движение по второму – 33-киломтеровому отрезку трассы, который связал приморские города Алушту и Ялту.

Однако, не все было так гладко, как кажется. Когда в 1959 году междугороднюю троллейбусную трассу между Симферополем и Южным берегом Крыма готовили к пуску, на испытаниях выяснилось, что отечественные троллейбусы не способны перебраться через Ангарский перевал. В итоге было решено закупить чешские «Шкоды», у которых на затяжных спусках не выходило из строя электрооборудование, а выглядели они гораздо современнее советских машин.

В разные годы из ЧССР в Крым завезли несколько тысяч троллейбусов. Каждый из них отходил по горным дорогам более 40 лет, хотя по заводским нормам срок службы чешской «Шкоды» составляет всего 10-12 лет!

Для удобства пассажиров в кассах Москвы, Ленинграда и многих других крупных городов СССР вместе с железнодорожными билетами до Симферополя продавались билеты на троллейбус до берега Чёрного моря. В пик курортного сезона из столицы Крыма к морю ежедневно было организовано до 500 таких рейсов (!) с интервалом всего в две минуты. За шесть с лишним десятков лет крымские троллейбусы перевезли около 5,5 млрд пассажиров.

2. Чебоксары - Новочебоксарск (24,5 километра)

1/1
Фото: chgtrk.ru

Этот междугородний маршрут №100 был запущен в работу 14 января 2020 года. Он соединил Чебоксары с населением 460 тысяч человек и Новочебоксарск (прежнее название – Спутник), в котором живут 127 тысяч человек. Поселение возникло в 1960 году как посёлок строителей Чебоксарской ГЭС и является городом-спутником столицы Чувашской Республики.

Любопытно, что часть пути в Чебоксарах и Новочебоксарске машины вынуждены следовать на автономном ходу. На протяжении 24,49 км троллейбус делает 41 остановку. Ежедневно совершается по 12 рейсов.

3. Саратов – Энгельс (17 километров)

1/1
Фото: schizonet.com

Междугородний маршрут №109 связывает железнодорожный вокзал Саратова (его население достигло 900 тысяч человек) с проходной троллейбусного завода ЗАО «Тролза» в соседнем городе Энгельсе (в нем проживают 226 тысяч человек). Эта трасса пролегает по 2,5-километровому мосту через Волгу, с которого открывается поистине впечатляющий вид!

Время в пути в одну сторону занимает 67 минут. На протяжении маршрута длиной в 17,2 км троллейбусы делают 34 остановки. Интервал движения составляет 8-10 минут (после 20:00 - до 20 минут). Отправление из Энгельса с 5:00 до 23:00, из Саратова - с 5:35 до 22:20.

4. Тирасполь – Бендеры (14 километров)

1/1
Фото: transphoto.org

Этот междугородний маршрут №19 находится в непризнанной Приднестровской Молдавской республике (ПМР, Приднестровье). Троллейбусы курсируют между столицей республики - Тирасполем (его население 129 тысяч человек) и вторым по величине приднестровским городом Бендеры (83 тысячи жителей). Машины ходят по маршруту с 05:36 до 21:02 с интервалом 16 минут.

Первый троллейбус отправился и Тирасполя в Бендеры 19 июня 1993 года, спустя ровно год после начала вооружённого конфликта в Приднестровье. В соответствии с нумерацией троллейбусных маршрутов Тирасполя он получил номер «10». Однако, вскоре по просьбе горожан маршруту присвоили номер «19» - в память о скорбной для всего Приднестровья дате - 19 июня 1992 года…

5. Краснодон – Молодогвардейск (11 километров)

1/1
Фото: transphoto.org

Эта междугородная трасса находится в Луганской народной республике (ЛНР). Троллейбусное движение по ней было открыто в день 65-летия СССР 30 декабря 1987 года двадцатью троллейбусами марки ЗиУ-682. Этот маршрут №1 пролегает от Краснодона с населением 42 тысячи человек до Молодогвардейска, в котором живут 22 тысячи человек.

В настоящее время из 20 прежних троллейбусов на маршруте №1 работают лишь четыре, которые курсируют с интервалом 20 минут. Вечером и в обеденное время остаётся всего две машины вместо четырех, которые курсируют с интервалом 45 минут.

6. Химки – Москва (10 километров)

1/1
Фото: Яндекс.Дзен

Маршрут №202 Химкинского троллейбуса — это открытая 24 апреля 1997 года междугородная троллейбусная система. Трасса протяженностью 10,2 км связала подмосковный город Химки, в котором живут 257 тысяч человек, с 12-миллионной Москвой (точнее, с одноимённой станцией метро Ленинградского направления). К тому же эта линия является первым в новейшей истории России межсубъектным троллейбусным маршрутом - он связывает Московскую область (регион «50») с городом Москвой (регион «77»).

В 2009 году был открыт также 7-километровый маршрут №203, соединивший Химки со станцией метро «Планерная» в Москве. Оба эти маршрута (№№ 202 и 203) работают с 5:30 утра до 0:30 ночи. Они стали последними регулярными троллейбусными трассами в российской столице (если не считать музейного московского маршрута, пущенного в сентябре 2020 года).