Два тарана в одном бою и посадка на родной аэродром Фото: karopka.ru
Ровно 80 лет назад, 8 апреля 1942 года, советский летчик Алексей Хлобыстов совершил два тарана в одном бою, после чего благополучно …посадил свой самолет на родной аэродром.

В тот день шестерка наших летчиков обнаружила неподалеку от Мурманска 15 вражеских бомбардировщиков, которые шли под прикрытием 13 истребителей. Догнав одну из машин противника, капитан Хлобыстов ударил ее правым крылом по хвосту - потерявший управление самолет с черными крестами тотчас врезался в сопку. В следующее мгновение Алексея Степановича атаковал в лоб истребитель Ме-109. Он не отвернул в сторону, а ударил врага краем уже поврежденного крыла – в результате «мессер» сделал несколько витков в воздухе и рухнул на землю. Лишившись почти половины правого крыла, машина Хлобыстова тоже начала падать и с огромным трудом вышла из пикирования. Советский ас сумел не только удержать самолет в воздухе, но и каким-то чудом посадить его на аэродром.

В июне 1942 года капитану Хлобыстову было присвоено звание Героя Советского Союза. Подробности его подвига, не имеющего аналогов в истории мировой авиации, много раз описаны в советской литературе, в том числе и в сборнике «Летчики», который вышел в 1978 году в серии «Жизнь замечательных людей». Тем не менее, во всех публикациях советской эпохи была опущена одна очень важная деталь.

Лишь в последнее время достоянием гласности стал факт, что тот героический вылет летчик совершил вовсе не на отечественном, а на американском истребителе Р-40 «Китихоук». В годы войны эти добротно сделанные машины (они хорошо показаны в историко-приключенческом фильме «Пирл-Харбор»), в больших количествах поставлялись в нашу страну из США по программе «ленд-лиза». А его название известно каждому знатоку авиации – в небольшом городке Китихоук на востоке США братья Уилбур и Орвилл Райт подняли первый в мире самолёт в воздух.

Но вернёмся к герою нашего рассказа. Уже 14 мая 1942 года Алексей Хлобыстов совершил свой третий таран. Подбитый и раненый в первые минуты боя, он направил свой горящий «Китихоук» на Me-109, а сам сумел выброситься с парашютом.

Алексей Степанович имел на своём счету 7 личных воздушных побед и 24 групповых. Он погиб 13 декабря 1943 года - в тот день они вылетели на боевое задание вместе с ведомым Александром Колегаевым. Слово «день» в данном случае едва ли применимо т.к. в Мурманске со 2 декабря по 10 января продолжается полярная ночь…

Впоследствии пленный пилот Лютваффе рассказал, что видел, как советские истребители столкнулись в воздухе над занятой немцами территорией. Для малоопытного Колегаева это был один из первых вылетов на P-40 и, вероятнее всего, столкновение произошло по его вине.

Оба разбившихся «Киттихоука» были найдены летом 2009 года как раз в районе описанного столкновения. Несколько лет у поисковиков ушло на сбор всех обломков истребителей и человеческих останков. Принадлежность машин определили по заводским номерам.

22 октября 2013 года останки Героя Советского Союза А.С. Хлобыстова с воинскими почестями были захоронены на мемориальном кладбище в посёлке Мурмаши, неподалёку от Мурманска там, где покоятся многие его однополчане.

1/1
Место гибели Алексея Хлобыстова
Фото: airheroes.ru